Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Победа и Покаяние

Победа и Покаяние

Андрей Юров
Андрей Юров
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Текст был написан ровно 10 лет назад
 

«История ничему не учит,
а только наказывает за незнание ее уроков»

Василий Ключевский, русский историк



Вся Европа празднует победу над фашизмом (точнее – над нацистской Германией) 8-го мая. Мы – 9-го. И это, наверное, правильно (ибо – все символы имеют смысл, и дело не во временной разнице между Берлином и Москвой на момент подписания Акта). Победа – это не капитуляция армии противника, а первый день МИРА, первый день БЕЗ ВОЙНЫ. Наверное, для стран Восточной Европы и СНГ, эта война была такой страшной, что (по традиции, принятой от СССР) для нас важно не поражение нацистского государства, а торжество мира.

В этом, 2005-м году, 60-летие Победы стало таким пышным, «официозным» праздником, что гражданские организации теряются в ногах у монстров (пардон, гигантов!). Но фоном празднования стала любопытная (и неприятная) примета времени – возвращение Сталина в круг почитаемых и достойных исторических персон. Вообще, когда в нашей стране начинают вытаскивать и обновлять прах (труп?) тирана, это всегда настораживает. И ужасает. Как будто не было миллионов, погибших от голода в 30-е, расстрелянных и посаженных с 30-х по 50-е, невинных и бессмысленных жертв первых лет войны. Неужели нельзя отделить победу над ужасным злом от прославления другого зла? Нельзя. Нельзя, потому что были Нюрнбергский и Токийский процесс. И не было другого трибунала, который бы тоже – пусть и морально – осудил бы и Союзников (какие ужасные вещи я говорю!), по тем же статьям:

- преступления против мира (здесь можно было бы говорить о Мюнхенских соглашениях или «Пакте Молотова-Рибентропа», но эти преступления, согласно международному гуманитарному праву, кажется, имеют срок давности);
- военные преступления (бомбардировки гражданских объектов и массовое уничтожение мирных жителей – как при налетах на Дрезден западных союзников и массовых бомбардировках других городов и западными союзниками и СССР);
- преступления против человечности (ядерные взрывы над двумя мирными японскими городам; были ли такие преступления у СССР – вопрос, будем надеяться, что нет).

Но это все – о войне. О том, что настоящая история не дописана, и что необходима правовая оценка действий не только «фашистских армий зла», но и «союзных армий добра»; если и они совершали преступления (если мы и вправду хотим победить зло, а не своего военного противника!) – и восстановить справедливость.

Но если разговор о войне неотделим от разговора об ответственности победителей, то есть еще один разговор, являющийся значительно более важным для всех обитателей пост-советского (и — шире — пост-социалистического, и даже шире...) пространства. 
Разговор о том, что не было другого процесса.

Казалось бы, все это уже в прошлом. Ан – нет… И именно сейчас начинаешь отчетливо понимать, что всё-таки нужен Международный Трибунал над Сталинским режимом.

Потому что он, этот режим, так никем и не осуждён (кроме «внутрипартийных» решений XX и XXII съездов КПСС, которые ведь можно и отменить… - да и правовая сила этих актов сомнительна). И поэтому, например, шествия с портретами Гитлера и пропаганда нацизма – не только неприличны, но противозаконны (почти во всей Европе), а демонстрации с портретами Сталина и прославление сталинского режима и необходимости репрессий в интересах “государства” (и тогда, и сейчас!) – не только “приличны”, но и совершенно законны.

Такой Трибунал должен быть международным НЕ как Нюрнбергский, а как трибунал, созданный по инициативе нескольких стран – стран бывшего СССР и ещё, возможно, соседей (например, Польши, пережившей Катынскую трагедию). Есть ли законы ТОГО ВРЕМЕНИ, по которым можно сейчас осудить Сталина, его главных соратников и его режим? Можно ли для этого использовать довоенные Конституции СССР (в том числе и «гуманную», образца 1937-го)? Можно ли использовать хоть один международный договор (ведь еще не было Устава ООН и Всеобщей Декларации Прав Человека, провозгласивших, что Права Человека – это НЕ только внутреннее дело самих государств!)? Наверное, нужно создать рабочую группу такого проекта и начать работать.

Подчеркнём, что мы считаем необходимым осуждение именно «Сталинистского режима» (а вовсе не идеологий марксизма, социализма или коммунизма!). Несмотря на всю спорность, «кровавость» и противоречивость большевистского режима, его легитимности, его перегибов, всех ужасов гражданской войны – это вопрос, который уже невозможно решать, не внеся раскол в общество (и в России и во всём мире), или не начав осуждать и царский режим дома Романовых - и так вплоть до X-го века – здесь возможно лишь добровольное покаяние (за своих предков) и символическое примирение. Хотя и это сложный вопрос, требующий отдельной дискуссии в обществе.

А вот режим, жертвы и свидетели (и палачи), которого ещё живы (!), создавший многомиллионный ГУЛАГ, установивший атмосферу страха, террора, бесправия для миллионов и десятков миллионов, переселивший и частично погубивший целые народы, породивший многие современные проблемы и ещё не остывшую ненависть и жажду восстановить справедливость, - вот этот режим ( с конца 20-х - начала 30-х и до начала 1950-х) должен быть осужден. Трибуналом.

Даже если не удастся собрать межгосударственный международный Трибунал, придется создавать международный гражданский трибунал. Заслушать свидетельства. Даже обеспечить защиту. И вынести вердикт сталинскому режиму, в том числе - позволившему погибнуть миллионам солдат и офицеров в первые месяцы ВОВ.

А ещё – нужно ПОКАЯНИЕ. И тогда, быть может, Польша и страны Балтии начнут относиться к нам по-другому. А то, что и им самим нужно покаяние (например, всё-таки оcудить собственных СС-овцев) - это уже их дело. И Бог им судья. А наше покаяние – это наше дело. И здесь НАМ Бог судья.

И жалко, что по ТВ давно не показывали фильм Тенгиза Абуладзе “Покаяние”. Очень своевременный фильм (снят в середине 1980-х), просто даже удивительно, почти как «Убить дракона» Марка Захарова. Может, потому и не показывают? Или нам самим будет слишком тяжело его смотреть и мы ищем себе объяснений и оправданий?

Материалы по теме
Мнение
26 марта
Светлана Прокопьева
Светлана Прокопьева
40 дней со дня гибели двух очень важных для меня людей
Мнение
17 марта
Алексей Серёгин
Алексей Серёгин
Как отделения политических партий объясняют отсутствие своих наблюдателей на выборах Президента России в Марий Эл?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме