Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Дом для домовой росписи: зачем музею краудфандинг

Дом для домовой росписи: зачем музею краудфандинг

Наталья Игнатенко
Наталья Игнатенко
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В 2019 году на туристической карте Соликамска появилась новая точка – «Галерея домовой росписи Прикамья». Домовая роспись – фактически дореволюционный дизайн. В музее более 100 экспонатов: мебель, шкафы, сундуки, припечные доски, прялки и другие предметы интерьера из домов Пермской губернии XIX и начала XX веков, расписанные уральскими мастерами. Но галерея необычна не только коллекцией. Помимо традиционных грантов и меценатской поддержки, креативные соликамцы пошли необычным для музейщиков путем и собрали часть средств на обустройство экспозиции с помощью народного финансирования на Planeta.ru. Об особенностях краудфандинга для музеев рассказала музейная проектировщица Ирина Трофимова.

Из диссертации на крауд-платформу

О краудфандинге я узнала случайно. Друг рассказал о Kickstarter в духе «А ты знала, что так можно было? Люди скидываются деньгами на разные идеи, вот девушка пекарню открыла». Первое, что я подумала: «Хм, надо сильно постараться, чтобы убедить кого-то, что твоя цель достойна того, чтобы в нее вложиться». К слову, я до сих пор в этом убеждена.

Один из тезисов моей магистерской диссертации был о взаимодействии музея с внешней средой для привлечения финансирования. Параллельно с учебой в Пермской Высшей школе экономики я начала работать в агентстве музейного проектирования «Азбука Морзе». Большую часть проектов для музеев делала за счет грантов. За 7 лет работы написала около 20 грантовых заявок, только две из них не прошли. Поэтому я точно знаю, что могу убедить разную аудиторию в том, что на конкретный проект нужно дать деньги. Но с грантами все понятно, там правила игры более традиционны. Краудфандинг же требует большей инициативы и включенности от всей команды. Я предлагала нескольким музеям апробировать диссертацию, но не выходило: кого-то пугал объем работы, кого-то ответственность за реализацию.

Ирина Трофимова в галерее

В конце 2017 года мы познакомились с Ириной Рудик, научным сотрудником Соликамского краеведческого музея и куратором «Галереи домовой росписи Прикамья». Мне сразу понравился этот музейный проект, но я понимала, что одного гранта на исполнение всех задумок не хватит. Мы вскользь обсуждали с Ириной вариант народного финансирования. И тут стало известно, что в Пермь приезжает бесплатная «Школа краудфандинга» от Planeta.ru. Звезды сошлись.

Школа краудфандинга

- Давайте посмотрим, как это работает и что нам может дать? – предложила я Ирине Рудик. Вроде и не уговаривала, а просто спросила. Тем более, «Школу краудфандинга» проводили эксперты «Планеты», которые специально для этого приехали в Пермь из Москвы, а «люди из столицы» всегда создают впечатление в регионах. «Школа краудфандинга» проходила в течение трех дней: сначала открытая лекция для всех желающих, а потом интенсив по подготовке крауд-кампании для команд, прошедших предварительный отбор. Мы узнали об этой возможности за день до окончания приема заявок, наспех написали проект и очень обрадовались, когда он прошел отбор.

Так мы оказались в сообществе мечтателей и деятелей, которые, как и мы, хотят сделать что-то важное и прикладывают к этому массу усилий. В такой компании вероятность встретить реакцию «да кому это надо!» минимальна, а общая энергетика заряжает и заставляет вдвойне активно думать над решением практических задач. Мы разбирали реальные крауд-кампании и прорабатывали свои: просчитывали цель проекта, придумывали вознаграждения, прописывали сценарии видеообращения. А еще мы получили в подарок от «Планеты» методичку «Практическое пособие по краудфандингу» и другие образовательные материалы. Полезная информация, которая всегда под рукой, важна, когда остаешься наедине со своим крауд-проектом, а все вокруг «горит».

На выпускном «Школы краудфандинга»

Но, пожалуй, самым полезным результатом «Школы краудфандинга» стало решение все-таки запускать народный сбор средств. Куратор галереи увидела преимущества этого типа финансирования: свобода в принятии решений, возможность выходить на разную аудиторию и взаимодействовать с ней напрямую, объединять сторонников. На «Школе краудфандинга» нам рассказали, что часто краудфандинг помогает находить не только на спонсоров-физлиц, но и юрлиц. В нашем случае так и получилось.

Подготовка к проекту

Мы послушали наставления в «Школе» и решили не откладывать запуск. Подготовка к проекту заняла около месяца. Видеообращение сняли за один день, 4-го марта отправили на модерацию выверенную заявку, 7-го марта стартовали. В идеале запуск стоило отложить на пару недель. Нужно было составить тексты пресс-релизов и заготовки ответов на вопросы журналистов ровно в тот момент, когда мы начали выпускать первые посты в соцсетях. Но мы погрязли в решении других задач. Физически не хватало рук, так как крауд-проект был не единственной рабочей нагрузкой.

Мне кажется, что на его подготовку нужно закладывать 2 месяца. При этом работать над проектом должна именно команда, и обязанности внутри должны быть делегированы. Наша постоянная команда состояла из трех человек. Я занималась продвижением в социальных сетях и общим управлением крауд-проекта: планировала к кому сходить, кому позвонить, обновляла информацию на странице. Ирина Рудик была лицом проекта, доставала информацию из фондов музея для постов, коммуницировала с местной прессой, а также делала вознаграждения ручной работы для спонсоров. Альбина Мальгина занималась пресс-релизами, рассылкой писем потенциальным спонсорам, общением с ними. После завершения краудфандинга объем посылок-вознаграждений участникам проекта мы разделили тоже на троих.

Если радио, то сарафанное

Еще до старта крауд-кампании мы начали разогревать аудиторию в соцсетях, чтобы подготовить людей к тому, что скоро попросим поддержки. «Галерея домовой росписи» стала продолжением виртуального проекта «Прикамье на красках». У него уже была страница во «ВКонтакте», мы ее просто переоформили. В фейсбуке и инстаграме создали страницы с нуля. Суммарная аудитория подписчиков галереи в соцсетях сейчас около тысячи человек. Это немного, но, во-первых, мы не использовали рекламу, это все органическая аудитория, во-вторых, в данном случае вовлеченность важнее, чем охваты. Социальные сети помогли создать сообщество, которое нас поддерживало и помогало в продвижении уже само. То есть соцсети стали отправной точкой сарафанного радио.

В контент-плане у нас было четыре основные рубрики: история коллекции, домовая роспись как народное искусство, успехи проекта и процесс строительства, сбор. До старта рассказывали о краудфандинге вообще, а потом отдельно подсвечивали вознаграждения и публиковали другие «продающие» посты, мотивирующие сделать взнос. Сейчас, после завершения краудфандинга и моего участия в музейном проекте, соцсетями занимается Ирина Рудик.

«У вас же государственное финансирование»

У нас было выделенное под галерею помещение, но оно требовало серьезной подготовки. Чтобы построить экспозицию в этом пространстве, нужно было провести отделку стен, заменить пол и свет, отремонтировать санузел, закупить материалы, собрать и смонтировать выставочные подиумы. В деньгах получалось 1,8 млн рублей.

Так выглядело помещение до начала обустройства галереи

В Пермском крае есть министерский грант, который позволяет получить до 300 тысяч на создание экспозиции. Мы написали заявку и выиграли его. Грант предполагал, что не менее 30% должен вложить сам музей – это еще 100 тысяч. Этих денег хватало на оплату работы проектировщика и дизайнера, монтаж экспозиции. Фонд гражданских и общественных инициатив «Преображение» взял на себя очень затратные отделочные работы.

Мы понимали, что музей, хоть и большой, но с периферии, не сможет собрать самостоятельно все оставшиеся средства. В качестве финансовой цели крауд-проекта решили остановиться на «психологически комфортной сумме» в 500 тысяч рублей.  Этого должно было хватить на систему освещения, возведение конструкций для развески экспонатов и создание общественных зон внутри помещения, покупку и укладку напольного покрытия. К тому же эта сумма включала доставку вознаграждений, комиссию платформы и платежных систем, а также налоги.

Величина налога зависит от того, на кого оформляется крауд-кампания, и, соответственно, на чей счет потом переводятся средства. Тут мы столкнулись с правовыми сложностями. В Пермском крае из-за финансовой оптимизации общая бухгалтерия, у музея нет своего бухгалтера. Система заработала только в этом году, отлаженной работы еще нет. Мы хотели иметь возможность оперативно расходовать средства и без лишней волокиты делать необходимые закупки, поэтому сбор был оформлен не на музей, а на агентство проектирования «Азбука Морзе». Как только деньги поступили на счет агентства, я создала таблицу с полным перечнем расходов, номерами чеков, накладных. На каждый месяц для бумажных чеков завела отдельный файл. Папка вышла немаленькая. 

Бюджетным организациям, которые подумывают о запуске своего крауд-проекта, я рекомендую заранее изучить договор с краудфандинговой платформой вместе с бухгалтером, чтобы понимать, как организация сможет провести эти средства и распоряжаться ими. Ну и нужно быть готовым к отработке негатива. Так, в комментариях к заметке о нашем краудфандинге была фраза «у вас же есть государственное финансирование, нечего клянчить деньги». У всех учреждений финансирование разное, а когда в ведомстве старинные здания, денег много не бывает. Это первая новая экспозиция краеведческого музея за последние 20 лет. Надеюсь, ситуацию с бюджетами это проясняет.

Посткроссинг и солонка в Чехию

Краудфандинг отличается от благотворительности тем, что за поддержку проекта человек может выбрать разные бонусы. Основную массу вознаграждений для спонсоров мы придумали на мозговом штурме «Школы краудфандинга»: билеты в будущую галерею, открытки, мастер-классы по урало-сибирской народной росписи… Удобно, что по ходу кампании можно добавлять новые вознаграждения и автоматически уведомлять о них тех, кто уже поддержал проект. В нашем проекте поучаствовало 256 спонсоров, а поддержали кампанию 431 раз – это значит, что многие участвовали дважды и даже трижды. Уверена, что на их решения влияли в том числе рассылки с обновлениями проекта на крауд-платформе.

За поддержку проекта предлагали расписные сувениры ручной работы

Ирина Рудик – сама мастер и делает прекрасные расписные сувениры, но она очень скромная. Поэтому пришлось ее уговаривать добавить в проект сделанные ею украшения, брелки и скетчбуки с фрагментами традиционных уральских орнаментов. Как я и предполагала, эти вознаграждения разлетелись быстрее всего, пришлось даже делать дополнительный тираж. Мы прислушались к просьбам подписчиков и к обычному мастер-классу добавили онлайн-версию – оказалось, что немало спонсоров не из Пермского края захотели обучиться росписи. Кстати, количество участников проекта из Перми и Москвы почти совпадало, только из Москвы поддерживали ожидаемо более крупными суммами. Были спонсоры и из других городов и даже из-за границы – например, одну солонку мы отправляли в Чехию, а открытки улетели в США, Норвегию и Австралию.

Минимальный взнос в наш проект – 1 рубль, максимальный – 20 тысяч рублей. Самым популярным лотом стали открытки. Мы предлагали комплекты из пяти открыток с экспонатами и расписными домами, а также сделали в проекте «посткроссинг домовой росписи»: за 300 рублей можно было отправить привет с индивидуальным пожеланием любому адресату. Все открытки мы с Ириной подписывали в галерее, в перерывах после монтажа.

Доставка вознаграждений – это отдельная работа. Сложная – нужно ничего не забыть и не перепутать, без отдельной таблички не обойтись, – но приятная. Многие потом делились в соцсетях фотографиями посылок и благодарили нас, получать такую обратную связь было очень радостно. В целом краудфандинг позволяет создавать доверительные отношения со спонсорами. Они действительно становятся частью проекта. Одна из самых активных участниц нашей крауд-кампании Ольга Георгиевская – программистка, которая очень увлекается живописью. Она увидела в интернете информацию о проекте и прониклась им настолько, что даже специально прилетела из Москвы в Соликамск на открытие галереи! Привезла нам в подарок для экспозиции расписные сумки и два веретена. Ольга финансировала проект сама и активно вовлекала друзей. После поста ее преподавательницы в фейсбуке в проект за два дня пришло почти 25 тысяч рублей – больше, чем после всех статей в СМИ.

Ольга Георгиевская специально приехала на открытие галереи из Москвы

Продвижение

До начала продвижения мы определили свою целевую аудиторию. Поняли, что она ценит историю, культуру, увлекается коллекционированием, рисованием. Для кого-то из этих людей народные ремесла - это хобби, а значит они уже привыкли вкладываться финансово в свои интересы. Кто-то занимается ими профессионально. В этом случае мотивация – поддержать коллег, правда, здесь мы ошиблись: как раз коллеги поддерживали не очень активно. Моя основная задача была – создать сообщество таких людей, а уже потом просить у них поддержки. Еще до старта проекта я делала рассылки по разным группам, посвященным народному искусству и истории Прикамья. Админов этих пабликов я просила поделиться информацией о нас и домовой росписи Прикамья, при необходимости писала для них тексты, соответствующие теме конкретного паблика. В инстаграме многие предлагали помощь сами. Например, когда мы только сообщили, что планируем краудфандинг, на нас вышло сообщество @russian_peasant_arts. После их поста мы собрали 20 650 рублей.

Соцсети в значительной степени повлияли и на интерес СМИ к нашему проекту. Всего о крауд-проекте галереи вышло около 30 публикаций. Причем нередко журналисты интересовались нами быстрее, чем мы успевали обратиться к ним самостоятельно. Думаю, тут сыграл роль статус музея, все-таки музеи не так часто используют краудфандинг, особенно в Пермском крае. Жаль, на первых порах у нас не было протокола с четкими ответами, и наш уровень открытости и наивности был излишним.

Слезы и статистика

В конце марта около полуночи Ирина Рудик позвонила мне в слезах. Когда она успокоилась, объяснила, что ей позвонила журналистка, задала вопросы по проекту, спросила, будем ли мы ремонтировать туалет. Ирина ответила, что, конечно, будем, у нас и в крауд-проекте отдельная финансовая строка этому посвящена. А потом в интернете стали появляться публикации с заголовками «Дожили. В Прикамье музей через краудфандинг собирает деньги на туалет». Все дочерние издания известного в Перми медиахолдинга написали о проекте именно в таком ключе, и мы быстро попали в топ "Яндекса". Когда мы обратились к журналистке напрямую и попросили исправить заголовок, она сказала, что без него материал не будет никому интересен, и мы должны быть благодарны, что о нас вообще написали. Но на деле мы получили массу негатива: читатели этих СМИ, не переходя на страницу проекта и не вникая в описание, возмущались, что мы всех обманываем и собираемся покупать золотые унитазы за полмиллиона.

По статистике проекта за 28-29 марта может показаться, что эти публикации сыграли свою роль, но важно понимать, откуда приходили люди, перечисляющие деньги. Переходов из изданий холдинга ничтожно мало, а поддерживали в эти дни нас пользователи «Планеты», наши подписчики и участники сообщества «История Перми» во "ВКонтакте", которое опубликовало пост на следующий день после инцидента. Мы выпустили разъясняющую статью на пермском портале 59.ru, отшутились в своих соцсетях и еще раз объяснили, на что именно собираем деньги. Было неожиданно и трогательно, что от наших подписчиков мы получили много моральной поддержки. После этого мы усилили информационный поток в местных СМИ. Опять же помог статус музея – так, корреспонденты телекомпании «Ветта 24» сняли про нас не коротенький сюжет, а полноценный фильм. Стали подключаться федеральные СМИ – Strelka Mag, «Русский репортер», Seasons – тут уже поддержка «Планеты» сыграла свою роль. Для себя мы сформулировали правило: больше никогда не давать интервью по телефону. Внимание СМИ важно, но еще важнее репутация. Выхлоп в плане роста счетчика крауд-проекта больше от социальных сетей, чем от СМИ.

Подарок ко дню города

В общей сложности проект длился три месяца. За это время мы убедились, что краудфандинг подходит только авторам, которые готовы много работать. Я бы не советовала запускать крауд-проект тем, кто не уверен в своей идее или думает, что площадка сделает все за него. На «Планете» много неравнодушных людей. Когда наш проект ставили в рассылку и на главную страницу платформы, увеличивалось количество репостов и покупок. Но не стоит забывать и о том, что кампаний, достойных поддержки, тоже много. Просто заполнить страницу проекта и ждать денег глупо и неэффективно.

Самым сложным в краудфандинге было все грамотно рассчитать: чтобы продажа вознаграждений принесла прибыль и чтобы не уйти в минус с доставкой всех бонусов. Ну и, конечно, сложно завоевать доверие людей. В этом смысле, на мой взгляд, нам было немного проще: люди видели, что мы не просто коллекционеры-любители, а за нами стоит официальное учреждение, что дает гарантию исполнения обязательств. Но все-таки я бы не советовала другим музеям продвигаться только от имени учреждения. Люди доверяют людям.

Люди – это, пожалуй, главный бонус краудфандинга, который мы получили за свою работу. Нам удалось создать замотивированное сообщество, которое активно участвует в делах галереи и сейчас. Например, с наступлением осени стало ясно, что нужны дополнительные меры защиты чистоты, и вместе с нашим сообществом мы решили шить многоразовые экологичные бахилы. А один подписчик-коллекционер в честь открытия подарил музею внушительную коллекцию расписных прялок.

Мы собрали чуть больше половины от заявленной суммы – 282 тысячи из 500, но считаем проект успешным даже не наполовину. Из публикаций в СМИ и соцсетях о нас узнавали не только разные люди, но и разные компании. «Соликамскбрумпром» перечислил музею 100 тысяч рублей на покупку напольного покрытия. Заинтересовавшаяся крауд-проектом компания МТС закупила технику на 80 тысяч рублей, а ее сотрудники помогли нам с монтажом. После истории с туалетом частные лица из Соликамска, пожелавшие остаться неизвестными, подарили галерее сантехнику. Организация, которая монтировала освещение, сделала большую скидку.

«Галерея домовой росписи Прикамья» открылась 24 августа, в день города Соликамска. Она стала точкой притяжения соликамцев и туристов. Многие участники краудфандинга из других городов уже посетили галерею или планируют это сделать. Из ближайших планов – купить стулья для мастер-классов (пока их берут в аренду у других отделов музея) и увлажнитель воздуха, чтобы дерево не сохло. Это не очень затратно, уговариваю музейщиков поискать меценатов. Но думаю, что краудфандингом и музей, и я еще воспользуемся. На открытии галереи было много вопросов о том, как музей смог привлечь народное финансирование. Потом я об этом рассказывала на мероприятии для ремесленников. Я постоянно ввязываюсь в истории, где нужно кому-то помогать, потому что мне это близко. Слышала, что «Планета» планирует запустить курс для крауд-продюсеров. Звучит красиво, почему бы и да? Хочется продолжить применять свои знания и умения для разных хороших проектов.

Материалы по теме
Мнение
28 февраля 2019
Наталья Игнатенко
Наталья Игнатенко
Наш общий миллиард: сборы проектов Planeta.ru превысили миллиард рублей
Мнение
16 апреля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Пропагандистский фильм Аркадия Мамонтова «Иноагенты» представляет совершенно искаженную картину реальности
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КраудфандингКультура