Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «Звонит Марущак и говорит: „Что, ружье доставать надо?“». На суде по делу экс-председателя Избиркома Коми Шабаршиной член КПРФ рассказал о давлении власти на оппонентов

«Звонит Марущак и говорит: „Что, ружье доставать надо?“». На суде по делу экс-председателя Избиркома Коми Шабаршиной член КПРФ рассказал о давлении власти на оппонентов

Другой свидетель дал показания о том, как собирал через свою компанию деньги в конверты для «должностных лиц»

Елена Соловьёва
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сыктывкарский городской суд 15 ноября заслушал показания бывшего первого секретаря регионального отделения Коммунистической партии России Вячеслава Шулепова и директора ОАО «Комплексное управление проектами» («Купро») Александра Соколова по делу экс-председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной. Свидетели рассказали о давлении бывшего руководства республики на политических оппонентов во время выборов и после них, а также о том, как якобы по просьбе экс-заместителя председателя правительства Коми Константина Ромаданова собирали деньги для передачи отдельным членам регионального правительства. В распоряжении «7x7» оказалась запись с судебного заседания.

 

«На митинге я предложил Гайзеру уйти в отставку, и с Черновым у нас сразу война началась»

Вячеслав Шулепов рассказал, что был первым секретарем Коми отделения КПРФ с 2009 по 2014 годы и познакомился с Еленой Шабаршиной, когда занял эту должность. В своих свидетельских показаниях он объяснил, что претензии у него не столько к избирательной комиссии в тот период, когда ею руководила Шабаршина, сколько к бывшему руководству республики. На вопрос стороны обвинения о том, знаком ли он с экс-заместителем главы Алексеем Черновым, Шулепов ответил, что знаком и очень близко, так как без его согласия отделению партии не разрешали проводить митинги и другие акции.

— Имел ли Чернов какое-либо отношение к процессу проведения выборов? — спросил у Шулепова сотрудник прокуратуры.

— Конечно, имел, он в начале выборов [видимо, имелась в виду предвыборная кампания] всегда приглашал, предлагал вступить с ним в какие-то отношения, типа мы вам поможем, посодействуем, чтобы процент у вас был хороший, а вы ведите себя культурно, в смысле поменьше в прокуратуру и в суд обращайтесь по нарушениям. Но это все на словах, никаких послаблений нам не было, результаты выборов нас не удовлетворяли, — рассказал свидетель.

По словам Шулепова, серьезный конфликт с Черновым у регионального отделения КПРФ был после выборов в Государственную думу России в декабре 2011 года, когда коммунисты не согласились с итогами выборов и решили оспаривать их в суде. Он рассказал, что Чернов пытался его отговорить, а когда не получилось, в СМИ появились публикации, дискредитирующие первого секретаря КПРФ.

— В 13 республиканских газетах было написано, что я приватизировал детский сад. Я, конечно, подал в суд, и 250 тысяч рублей морального вреда мне заплатили эти газеты, но выборы уже прошли. Вот такая помощь была от Чернова, — рассказал Шулепов и добавил, что, когда он и его однопартийцы получили копии протоколов выборов, оказалось, что количество голосов, отданных за КПРФ, серьезно отличается от опубликованных официальных данных по 25 избирательным участкам. Шулепов утверждал, что Чернов долго требовал у него отдать копии, а он вместо этого пошел с ними в суд, но проиграл его. Суд тогда не признал копии протоколов официальным документом.

Представитель стороны обвинения поинтересовался у Шулепова, были ли какие-то взаимоотношения у Чернова и Шабаршиной по вопросам проведения выборов. Тот ответил утвердительно.

— Чернов фактически руководил политической деятельностью в республике, а председатель комиссии организует выборы, наверное, отношения были, но какие именно, мне не докладывали. Чернов неделю меня уговаривал не обращаться в суд по результатам выборов, а потом успокоился только, когда часть протоколов пропала [по некоторым данным, документы украли].

Елена Шабаршина поинтересовалась, известны ли Шулепову факты серьезных нарушений с ее стороны. Он в ответ привел пример того, как нынешний председатель избиркома республики Дмитрий Митюшев выступил на заседании Госсовета Коми с законодательной инициативой.

— Я тоже тогда был членом избиркома, и этот вопрос мы на комиссии не рассматривали. Выяснилось, что избирком не имеет права выступать с законодательными инициативами, а Дмитрий Ильич выступил, потому что ему предложил глава республики [Сергей Гапликов]. Комиссия — независимый орган, и нельзя поручать ему такие выступления.

— А какое это ко мне имеет отношение? — спросила Шабаршина.

— Вы тоже выступали на заседании Госсовета с законодательными инициативами, этого не надо было делать, — объяснил ей коммунист.

В целом отношения регионального отделения КПРФ и избиркома республики были хорошими, и претензий к тому, как работала комиссия, у Шулепова, по его словам, не было. Конфликты регулярно возникали с Алексеем Черновым и бывшим начальником управления информации администрации главы Коми Павлом Марущаком — и не только во время выборной кампании.

— Вот выступил глава республики со своим посланием, в районных и муниципальных советах обсуждают это и решают одобрить, а фракция КПРФ за то, чтобы не одобрить, а принять к сведению. Звонит мне Марущак и говорит: «Что, ружье доставать надо?», такая фраза была. «Ну доставай, — говорю, — я и так под прицелом». После того, как в газете «Красное знамя» были опубликованы [статьи про] все махинации Гайзера, я на митинге предложил ему уйти в отставку, мы подписи собирали против него, и, естественно, с Черновым у нас сразу война началась.

 

«Ромаданов попросил, чтоб я сформировал в конвертах деньги»

Директор ОАО «Купро» Александр Соколов рассказал суду, что познакомился с Ромадановым примерно 15 лет назад, когда они вместе работали в Коми отделении Сбербанка. В 2007 году он стал директором ОАО «Купро», которое сам и учредил по просьбе чиновника.

— Финансовая деятельность предприятия в основном заключалась в факторинге, то есть выкупе задолженностей предприятиям-подрядчикам от предприятий-заказчиков, которые не могли расплатиться вовремя. Затем заказчику предъявляли всю сумму задолженности, которая была больше, чем сумма ее покупки, — рассказал свидетель.

— Вы покупали долги? — уточнил представитель стороны обвинения.

— Совершенно верно.

Соколов, по его словам, регулярно общался с Константином Ромадановым по поводу деятельности ОАО «Купро», так как бывший зампред правительства и его родственники были бенефициарами предприятия. После ареста экс-главы Коми Вячеслава Гайзера и других крупных чиновников в сентябре 2015 года свидетель узнал, что Ромаданов выплачивал денежные средства должностным лицам государственных органов республики. Он вспомнил, что в 2010 году чиновник дал ему листок с таблицей из двух столбцов: слева шли порядковые номера, справа — сумма в рублях.

— Он попросил, чтобы я в соответствии с табличкой сформировал в конвертах деньги. В дальнейшем он просил меня делать это ежемесячно. Таблица иногда менялась — как по суммам, так и по количеству номеров, не ежегодно, но где-то от трех до пяти раз за все время. Некоторые номера исключались, некоторые добавлялись,в разное время их было от восьми до пятнадцати.

Представитель стороны обвинения поинтересовался у Соколова, появлялись ли в этих таблицах аббревиатуры. Свидетель ответил:

— Сначала он [Ромаданов] хотел дать мне эту таблицу с буквенными обозначениями. Потом из каких-то своих соображений решил не посвящать меня в информацию, которая там была — даты, аббревиатуры, инициалы — и, соответственно, инициалы заменил на цифры.

Некоторые аббревиатуры Соколов все-таки запомнил. Он сообщил суду, что в бумагах были, предположительно, инициалы экс-главы Коми Вячеслава Гайзера — ГВМ, его первого заместителя Алексея Чернова — ЧАЛ, бывшего губернатора и сенатора от Коми Владимира Торлопова — ТВА. Елена Шабаршина, по его мнению, могла быть обозначена в списке как ШБШ.

— Я передал поручение своему бухгалтеру — Ростовой Татьяне Анатольевне, она ежемесячно к концу месяца складывала деньги в конвертики, нумеровала их в соответствии с таблицей и отдавала мне. Я пакет с этими конвертиками отдавал Ромаданову.

По словам Соколова, источники средств были разными: часть из них получали от предприятий-должников, часть передавали бывший заместитель руководителя администрации главы Коми Александр Сердитов и предприниматель Валерий Осташов. Ежемесячно от Сердитова поступало 500 тыс. руб., Осташов передавал от 3 до 8 млн руб. Звонить и требовать у них деньги Соколова попросил Ромаданов, но в связи с чем передавались эти суммы, свидетель сказать не смог. 

Сторона защиты Шабаршиной указала на то, что Соколов в суде повторил свои показания следствию, которые давал в качестве обвиняемого, то есть в ином статусе, а потому есть причины сомневаться в их истинности.


Дело против Елены Шабаршиной возбудили в июне 2016 года. Ее обвинили в получении взятки от бывшего первого заместителя главы Коми Алексея Чернова. На суде по избранию меры пресечения Шабаршина не появилась. Позже стало известно, что она пыталась покончить с собой. Дело направили в суд в январе 2017 года. В ноябре экс-председатель избиркома республики отказалась от явки с повинной. 

Елена Шабаршина была председателем Избиркома Коми с 1 ноября 2006 года по 3 ноября 2015 года. За это время в республике прошло 15 выборов разного уровня. В декабре 2015 года Сергей Гапликов назначил Елену Шабаршину руководителем администрации главы Коми.

Материалы по теме
Мнение
5 ноября 2023
Иван Звягин
Иван Звягин
Идея Дня народного единства
Мнение
20 января
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Изучающие историю ранней Руси теперь могут быть привлечены к ответственности
Комментарии (8)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Комуняки такие комуняки
21 ноя 2017 12:53

Украли протоколы, из сейфа обхраняемого помещения. И дверцу за собой закрыли....)))

333
21 ноя 2017 15:51

Соколев Алексей

Ни при чем
21 ноя 2017 16:40

А бухгалтер просто складывала деньги в конвертики...

21 ноя 2017 18:25

Только нильские крокодилы и коммунисты Зюганова-Шулепова могут говорить о том, что всё у нас на выборах считается честно... Я, конечно, не хочу,чтобы Ленка Шабашка сидела в тюрьме - место таких барышень скорее на подиуме. В то же время её наглость не знает границ: от попытки самоубийства до полного ухода в отказ! Не надо думать, что все вокруг неё в суде - полные дебилы. Хотя, если честно, очень похоже...

Vova
21 ноя 2017 19:32

При виде милой тётеньки становиться дебилом это нормально :)

Vova
21 ноя 2017 19:38

Доказательства у обвинения дрянные, не доказывают ровно ничего. И свидетели мутные...

Зирка
21 ноя 2017 22:55

Представительница древнейшей профессии под судом...Выкрутится,как и Истиховскя

Vova
21 ноя 2017 23:20

Суд это вам не расправа. Суд не предвзято оценивает доказательства, если это Суд.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Аресты в КомиВыборыГайзерГапликовКомиКоррупцияСуд