Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ханты-Мансийский АО
  2. «Кто-то потерял шесть тысяч лет назад, а мы нашли». Как владимирский автостопщик стал археологом в Югре

«Кто-то потерял шесть тысяч лет назад, а мы нашли». Как владимирский автостопщик стал археологом в Югре

Волонтер Дмитрий Донской — о жизни в тайге, нефтяниках и исторической ценности шлака

Виталий Герасимов
Дмитрий Донской на раскопках
Фото из архива Дмитрия Донского
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Археологические раскопки в Югре идут с первых теплых дней весны до конца октября, когда ложится снег. Главный спонсор большинства из них — нефтедобывающие компании, которым выгоднее финансировать исследования, чем платить штрафы за уничтожение исторических ценностей. Уральская археологическая экспедиция привлекает к раскопкам добровольцев из России и других стран. Как живут исследователи в таежных лагерях в Югре и что можно найти в древних урочищах на Оби и ее протоках, интернет-журналу «7x7» рассказал волонтер из Владимирской области Дмитрий Донской.

 

«В мире много того, без чего человек может жить счастливо»

— Как вы попали на раскопки в Югру?

— Все началось со случайной встречи год назад, в фуре дагестанца Али, который подвозил меня из Ростова в сторону Москвы. Мы подобрали на трассе парня по имени Григорий, и пока ехали, он рассказал, что в группе «Гудсерфинг» [сервис для поиска добровольцев для общественных проектов] в социальных сетях часто появляются объявления о поиске волонтеров в разные удивительные места. На одной из остановок я вышел в интернет и, увидев объявление о поиске крепких ребят в Уральскую археологическую экспедицию, подумал — почему бы и нет? До столицы так и не доехал — связался с Павлом Бахаревым [начальник отрядов Уральской археологической экспедиции, добровольческой ассоциации, которая занимается изучением культурного наследия народов Севера и Сибири] — легендарным человеком в мире российской археологии. Уже через четыре дня я был в Сургутском районе на Сайгатине [вокруг деревни Сайгатино располагаются могильники каменного, бронзового и железного веков] — втором по значимости памятнике археологии после «Барсовой горы» [урочище рядом с Сургутом, непрерывно заселенное в течение семи тысяч лет].  Раскопки шли в районе протоки Гнилой — находки здесь датируются пятью тысячами лет до нашей эры.

 

 

 
 
 

 

— Как проходят будни помощников археологов?

— Рабочий день начинался с раннего подъема. Мы жили в палатках на трех человек. Если ты дежурный — идешь готовить завтрак на костре, затем берешь личную лопату и, дойдя до своего участка, начинаешь копать, снимая по миллиметрам слой за слоем. Мы давали нашим лопатам имена. Свою я назвал Фрекен Бок — в честь домомучительницы из «Малыша и Карлсона». В основном мы копали песок — его 50 оттенков, которые ты уже хорошо различаешь. В час тебе платят смешные по меркам северян деньги — от 50 до 100 рублей. Я оказался очень способным учеником, быстро усвоил все правила особой северной методы съема горизонтов и в день выполнял план по максимуму, зарабатывая по 800–1200 рублей. Кто-то скажет, что 30 тысяч в месяц он может заработать и в тепле, работая в том же супермаркете менеджером по продажам, но согласитесь, в городе не найти той природы, атмосферы братства, некой романтики, что, как ни крути, осталась в этой профессии. В лесу нет строгого расписания, нет точных выходных. Он может быть не в субботу и воскресенье, а, например, в понедельник и среду — какая разница, если ты живешь в глухой тайге?

— Далеко от цивилизации понимаешь, что в мире много того, без чего человек мог бы вполне прожить себе счастливо. Например, мы все дружно пропустили чемпионат мира по футболу и не жалеем об этом. Мы не смотрели телевизор, не слушали радио. Жили сами по себе.

— Что стало для вас неожиданностью на раскопках?

— То, что на раскопки приехали много женщин. Казалось бы, полевые условия совсем не для них, но среди археологов и копателей до четверти, а иногда и до трети коллектива — женщины. Все они очень разные. Кто-то, приехав, начинает сразу плакать и жаловаться, кто-то стойкостью духа даст фору любым крепким на вид мужикам, которые расклеиваются через неделю. В лагере Нех-Урий в этом году у нас была необычная девушка Вероника. Ей лет 20, она приехала в Югру с Дальнего Востока автостопом, как и я. А до этого она уже работала в археологической экспедиции на Сахалине — копала айнов. Еще с нами была темнокожая женщина, 44-летняя режиссер Симона из Конго. Вот, казалось бы, что она забыла в русской тайге? Ан нет, ей интересно было узнать про археологию. Она хорошо говорила по-русски, а еще по-французски и по-английски. У нее есть родные во Владимире, Москве и Питере, хотя основная ее родня живет в Конго. Симона — наследница больших угодий. Она звала меня и еще несколько хороших работников на следующий год к ней на родину, работать археологами на ее участке. Оказалось, она и приехала на север, чтобы узнать больше об этапах поиска древностей. Она мечтает снять качественный короткометражный фильм об археологии Конго. Еще с нами работали две колумбийки из Боготы, которые поступили учиться в Питер и решили с интересом провести лето в России, и девушка из Афганистана, которую вообще непонятно каким ветром занесло в Сибирь. Из приехавших в Югру парней, кроме меня, в нашей команде был киргиз — Айлеп Датэ, который говорил о себе что он тенгрианец [последователь языческой тюрко-монгольской религии, в центре которой находится культ бога неба Тенгри]. Он приехал в Югру за поиском знаний о северном шаманизме и мечтал прикоснуться к предметам древности. Предметы эти мы и в самом деле находили достаточно часто. Он был доволен.

 

Про каторгу и «крокодилов»

— Насколько большими бывают команды археологов?

— Идеальным числом для небольшой экспедиции я считаю 30 человек. Этого достаточно, чтобы привыкнуть к друг другу и плотно, профессионально работать. Но в июле к нам в Нех-Урий приехали студенты-практики из Можги и Глазова в Удмуртии, и для нас начался ад. Лагерь разросся до 120 человек. Я не очень люблю быть наставником, особенно для тех, кто не стремится чему-то научиться. Все ребята-историки разные — кто-то приехал, как на каторгу, а кто-то с горящими глазами. Мне 22 — им в среднем 16–19, а они как будто с другой планеты. Плачут по планшетам, интернету, мягким кроватям.  Еще среди них часто встречаются «крокодилы». Так называют в экспедиции тех, кто постоянно хочет есть. Им говоришь, например, что всем положено по бутерброду на завтрак, а они берут три-четыре штуки и сразу это съедают. В итоге кто-то остается голодным. И дело же ведь не в том, что порции маленькие — они нормальные, просто многие не привыкли находиться в коллективе, где есть свои правила и требования, которые нужно выполнять. А ведь в тайге живем — здесь правил миллион: как надо выкидывать продукты и как их закапывать, чтобы не забрели медведи, как купаться в местных речках, чтобы не смыло и никто не утонул, какие грибы можно собирать и есть, а какие не стоит трогать в принципе. Я пока жил в тайге повидал и медведей, и лис, и волков, и зайцев. Последних пару штук даже попробовал на обед, но в целом я больше рыбак — рыбы в Югре много. Если хотели, могли есть ее каждый день.

 

 

 
 
 

 

— Что вы сами хотели найти в Югре?

— Я деревенский, может, поэтому мне было проще в экспедиции — родился в Мурманской области в селе Богдановское, потом мы переехали с родителями во Владимирскую область в село Шихобалово. С раннего детства я был приучен к труду и жесткой дисциплине — без нее никуда. После девятого класса я уехал во Владимир в техучилище, отучился на сварщика и газоэлектрика. Немного поработал по профессии, а когда начался конфликт на Донбассе, решил, что поеду защищать «русский мир». Знаете, война и жизнь в тайге похожи в том, что они оголяют лучшие и худшие качества человека. В экстремальных условиях человек либо начинает проявлять себя героически, либо идет по головам, чтобы лично ему было комфортнее и лучше, чем другим. Я доволен своей работой в северных экспедициях, потому что все необходимое она предоставляет — палатки, пенки, еду, инструменты. Ты живешь четыре с лишним месяца на полном довольствии и просто качественно и в срок выполняешь свою работу. В Югре мне было важно раскрыть историю древних людей, понять, как и зачем они жили, найти свидетельства их жизни. В Сайгатино мы нашли костяной гарпун — из кости оленя, металлические ножи, круглую пулю XV века, топоры XV–XVI веков, разную интересную керамику, останки лошадей. В древнем селище Нех-Урии — это недалеко от Покачей — мы нашли охру — эта такая древняя краска, нашли жемчужную керамику — рисунок на глине, выполненный бугорками. Ей около пяти тысяч лет. Затем под Угутом у реки Кулуныгий мы копали древние ямы-ловушки — они три метра глубиной — на дне колья. Их остатки и угольки мы собирали специальными совочками — чтобы не касаться их руками — при радиоуглеродном анализе дерева на возраст нельзя допускать неточностей. Ребята примерно определили, что это энеолит — 3–4 тысячелетие до нашей эры. Мы нашли небольшие наконечники стрел, а еще красношиферную круглую подвеску из глины. Вот так ее шесть тысяч лет назад кто-то потерял, а мы нашли. Уже осенью, 5 сентября, мы приехали в Куть-Ях Нефтеюганского района, копали четыре ямы, одна из них оказалось выгребной — что является большой удачей для нас, археологов. Там нашли развалы керамики, косточки, каменные топоры, точильные камни эпохи неолита. Кстати, на Юганщине мы нашли также местный очень древний центр металлургии — об этом свидетельствовали остатки древней руды и шлак — люди там что-то плавили. Одни из первых в Сибири.

— По сравнению с другими регионами России в Югре ежегодно проводится очень много археологических раскопок. С чем это связано?

— Прежде всего с нефтяными разработками. Когда какая-либо нефтяная компания заходит в определенную местность, ей нужны бумаги о том, что на земле были произведены археологические работы и недра более не содержат ничего ценного для истории. Для этого заключается контракт с археологической конторой. Она сразу посылает в район разведчиков — со специальными инструментами, включающими GPS-навигацию и квадрокоптеры для съемок сверху. Все находки сверяются со спутниковыми картами. Когда обнаруживают что-либо похожее на древнюю стоянку, делают раскоп метр на метр. Если там есть что-то ценное, подаются документы в специальный орган министерства культуры, объект регистрируется, и в работу включаются профессиональные археологи, так называемые «листовики». Это люди, имеющие право вести раскопки. Нефтяники говорят им — мы даем вам два месяца, чтобы вы выкопали все ценное с нашей территории. «Листовики» просчитывают, что надо экспедиции на это время — палатки, еду, инструменты, плюс зарплаты, и заключают договор.

— Скрыть сам факт нахождения древних стоянок, могильников, городищ, ям и прочего нефтяники не могут — рано или поздно обман вскрывается, и правительство накладывает на них многомиллионные штрафы, вплоть до запрета вести там разработки. Им легче и проще проявить сознательность и отдать пару миллионов рублей на оплату археологического лагеря, чем позднее разбираться в судах и объяснять, почему они уничтожили историческое достояние Югры и России.

— Поэтому на Севере копают много и весь сезон — от первого возможного дня в середине мая — до самого последнего — в середине октября, пока не выпадает окончательный снег. В Югру приезжают множество специалистов, со всей страны и не только — ведь она хранит немало интересных раскопок, начиная с мамонтов, древних ханств, вроде Эмдера, казачьих стоянок эпохи Ивана Грозного до спецпоселений для ссыльных середины XX века. Во время работы я общался с местными хантами и манси, что жили недалеко от стоянок в своих стойбищах. Жизнь у них тяжелая, во многом из-за того, что некоторые неравнодушны к алкоголю. У нас же в лагере его не было — на территорию археологической экспедиции каждый раз надо было въезжать со стороны КПП той или иной нефтяной компании, где все тщательно досматривалось, а потом еще приходилось добираться до места раскопа на лодках. Много ли сможешь пронести с собой, даже если очень захочешь? Но у нас всегда было весело. Особенно на день археолога — 15 августа. Его в тайге празднуют с размахом. Танцами, конкурсами, шутками-прибаутками, новичков чем-нибудь обмазывают, ужин готовится праздничный. У некоторых археологов есть дети, и они проводят лето вместе с родителями, периодически те вместе что-нибудь придумывают, например, своими руками лепят глиняную печь и пекут в ней хлеб. Он выходит по-настоящему вкусным и полезным. Думаю, что на следующий год обязательно вернусь в Югру. Она чем-то манит. Ощущением первооткрывателя, может быть.

Материалы по теме
Мнение
30 января
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Как показала история, сами мы вовсе не с усами
Мнение
2 апреля
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Пермские зеленые защитили Черняевский лес от разрушительных инициатив властей
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВолонтерыИнтервьюИсторияХМАО