Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми

«Давайте не будем бить комара ковшом экскаватора». Под какими предлогами Госсовет Коми отклонил законопроект о запрете эксплуатации старых нефтепроводов

Депутаты Госсовета Коми на заседании 12 сентября не поддержали поправки в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» о запрете эксплуатации старых нефтепроводов. Против проголосовал 21 депутат. Аргументы за и против — в обзоре “7x7”.

О чем законопроект

В законопроекте, который инициировали депутат от КПРФ Олег Михайлов и депутат от «Справедливой России» Татьяна Саладина, предлагалось запретить продлевать срок эксплуатации внутрипромысловых нефтепроводов. В пояснительной записке говорится, что основная причина разливов нефти — коррозия внутрипромысловых трубопроводов нефтяных месторождений и, как следствие, аварии. Это происходит десятилетиями, современные законы не могут обеспечить безопасную эксплуатацию: по статистике, до 96% аварий происходит на внутрипромысловых трубопроводах, которые прошли экспертизу, продлевать срок эксплуатации позволяет технический регламент.

По данным Ростехнадзора России, уже в 2016 году срок эксплуатации более 57% трубопроводов составлял от 10 до 20 лет. В Коми этот процент выше, так как большинство нефтепроводов построены еще в советское время.

Авторы законопроекта считают, что основная причина нефтеразливов — желание собственников предприятий получить максимальную прибыль без вложения дополнительных средств в модернизацию оборудования.

На заседании Олег Михайлов напомнил, что законопроект рассматривается в годовщину крупнейшего в мире разлива нефти на суше: в 1994 году в Усинске вылилось, по разным подсчетам, от 120 до 300 тыс. тонн нефтесодержащей жидкости.

По словам Михайлова, в Коми в последние десять лет сохраняется стабильно высокий уровень аварий на промысловых нефтепроводах, нефтяные компании могут скрывать около 15 тыс. аварий в год, а количество поступающей в окружающую среду нефти ежегодно достигает порядка 1,5 млн тонн. Инициативу депутата поддержали прокуратура, Общественный совет при Министерстве здравоохранения, Министерство природных ресурсов и окружающей среды. Ростехнадзор «посчитал нецелесообразным рассмотрение данного проекта», хотя в предыдущем письме, сказал Михайлов, ведомство законопроект поддерживало и настаивало на разработке дополнительных требований к эксплуатации старых внутрипромысловых трубопроводов.

Инициативу Михайлова и Саладиной поддержал только комитет по социальной политике. За законопроект проголосовали всего пять депутатов. Законопроект отклонен.
— Мы руки не опускаем, будем работать дальше. Я считаю, что единственным действенным методом принять хотя бы на уровне Госсовета Коми эту законодательную инициативу и направить в Госдуму является коренная смена Госсовета. Потому что те люди, которые там сегодня присутствуют, руководствуются политическими вопросами, а не реальной ситуацией. Из всех депутатов от «Единой России» за инициативу проголосовал только Сергей Артеев, все остальные руководствовались решением совета фракции, — прокомментировал Михайлов.

Почему депутаты не поддержали законопроект

Депутат Александр Гайворонский назвал эмоциональные заявления по поводу законопроекта «криками и воплями» и заявил, что замена тысяч нефтепромысловых трубопроводов — это бюджет многих лет и поколений, огромные затраты.

На заседании комитета Госсовета по законодательству и местному самоуправлению 11 сентября депутаты признали серьезность проблемы, но предложили действовать иначе — не инициировать изменения в федеральный закон.

— Мы должны инициировать проекты нормативно-правовых актов, которые являются регулирующими, решают проблемы, — сказал руководитель фракции «Единая Россия» в Госсовете Сергей Усачёв. — Основная проблема с разливами и плохой экологией заключается в недостаточном надзоре за теми, кто эксплуатирует трубопроводы. Запретительными мерами, в том числе экономически необоснованными, проблему не решить. Компании должны контролировать свои внутренние нефтепроводы. Они должны понимать, что несут ответственность за это. Вот этого всего нет. Нормы и стандарты должны устанавливаться приказами надзорных органов, а не законами. «Единая Россия» не поддержала предложение о запрете эксплуатации машин старше таких-то лет, потому что не в сроке службы автомобиля дело, а во владельце, который не проводит его ремонт, доводит до такого состояния, что она становится опасной. Все зависит от условий эксплуатации. Не стоит вмешиваться в хрупкую экономику, не подумав, так как это может привести к отрицательному эффекту.

Усачёв сравнил требование о замене трубопроводов, которым несколько десятилетий и которые не представляют опасность, с поведением слона в посудной лавке и с действием «бить комара ковшом экскаватора».

Депутат-единоросс Леонид Вокуев высказал претензии к тексту законопроекта:

— Проблема серьезная, и мы все озабочены. Но у вас написано: «Прекратить эксплуатацию опасных производственных объектов», «Прекратить эксплуатацию опасных технических устройств». Это же общие слова, общие фразы. Вот представим, что федеральный закон внесет изменения. Но нефтяники и газовики как разливали, так и будут это делать. Весь корень вопроса –— в надзоре. Сегодня надзорные органы у нас бездействуют самым натуральным образом как на территории Коми, так и на территории всей России. Мы должны выходить с такими [инициативами], чтобы над нами не смеялись, а сказали: «Это действительно серьезная проблема, давайте рассмотрим». Лучшим выходом было бы написать письмо председателю правительства России Дмитрию Медведеву, описать проблему и спросить у него, почему бездействую надзорные органы и как повысить эффективность и качество их работы.

Вице-спикер Госсовета Владимир Косов упомянул про лобби, которое «довлеет» над надзорными органами, и предложил ввести большие штрафы, чтобы нефтяники были заинтересованы в экспертизах трубопроводов — они дешевле.

Нефтеразливы

Как обязать нефтяные компании отказаться от старых нефтепроводов, вовремя сообщать об авариях и демонтировать трубопроводы, которые уже не используются, — эту тему экспертное сообщество, общественники и экологи обсуждают много лет.

Аварии на нефтепроводах — частое явление для республики, на сайте «7x7» этому посвящены две рубрики — Колва и Нефтеразливы.

Разлив рядом с селом Колва в 1994 году попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый крупный на суше. Тогда вылилось, по разным подсчетам, от 120 до 300 тыс. тонн нефтесодержащей жидкости.

Последний крупный нефтеразлив произошел в апреле 2016 года на Яреге под Ухтой. По данным экологов, в реку могло попасть до 100 тонн нефти. Был объявлен режим чрезвычайной ситуации. После того как нефть попала в приток реки Печоры Ижму, жители Ижемского района вышли на митинг. Летом 2016 года блогеры из разных городов России побывали под Усинском на местах нефтеразливов.

В 2017 году члены Комитета спасения Печоры на своей отчетно-выборной конференции решили инициировать референдум по вопросу замены старых нефтепроводов. Но инициатива не прошла: юристы и лингвисты Госсовета Коми признали вопрос не соответствующим законодательству.

Дмитрий Степановский, Матвей Егоров, «7х7»

Комментарии (4)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Так
12 сен 18:17

Пока Коми остается колонией проблема нефтеразливов не разрешима. А коллаборанты всегда найдутся.

Зырян-язычник
12 сен 21:38

Значит референдум о независимости государства Республика Коми стал ещё ближе.

Ага
16 сен 09:26

Кащенко тебе все ближе.

Так
16 сен 23:01

Ещё в 1990 году абсолютное большинство населения СССР считало, что государство СССР будет существовать вечно.

Последние новости