Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Если хором заявляли, что не жалуетесь — значит, у вас все хорошо». В пензенском суде по делу «Сети»* допросили председателя ОНК

«Если хором заявляли, что не жалуетесь — значит, у вас все хорошо». В пензенском суде по делу «Сети»* допросили председателя ОНК

Репортаж "7х7"

Екатерина Малышева
Коллаж Кирилла Шучалина
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Председатель пензенской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Юрий Краснов заявил, что подсудимые дела «Сеть»* не жаловались ему на пытки. Во время встречи в феврале 2018 года он видел у них ссадины, но поверил, что арестанты получили их во время задержания. Как допрашивали Юрия Краснова в суде 15 ноября — в репортаже корреспондента «7х7».

Кто такой Юрий Краснов

На судебное заседание по делу «Сети»* Юрия Краснова пригласила сторона обвинения. Он был председателем пензенского ОНК четвертого созыва, и в октябре 2019 года его переизбрали в пятый созыв. В новый состав ОНК Пензенской области вошли 12 человек.

Помимо должности председателя ОНК, Краснов заместитель директора ГАУ «Многофункциональный молодежный центр Пензенской области» по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке и руководитель регионального отделения организации ветеранов «Боевое братство». В 1993–2003 годах Краснов служил в органах внутренних дел, затем работал в Министерстве образования Пензенской области.

Из-за конфликта по отмене льгот пензенским ветеранам в начале 2019 года Юрий Краснов получил штраф по статье за оскорбление координатора движения «Левый фронт» в Поволжье Сергея Падалкина. Мировой суд Ленинского района Пензы 12 марта назначил Краснову штраф в 1 тыс. руб. 

На суде по делу «Сети»* Краснов сказал, что ОНК Пензы никак не связана с ОНК Петербурга (члены которой фиксировали следы пыток у питерских фигурантов «Сети»*). Он добавил, что встречался с членом петербургской ОНК Екатериной Косаревской только раз — у уполномоченного по правам человека в Пензенской области Елены Роговой. С его слов, тему пыток при этом они не обсуждали.

Екатерина Косаревская сказала «7х7», что на встрече у Роговой в присутствии Краснова они обсуждали последствия пыток — здоровье Пчелинцева и Сагынбаева (проблему с зубами у первого и терапию для второго). Косаревская давала показания в Пензе 24 сентября и подтвердила слова пензенских подсудимых о пытках.  

«Никто» и «ничего»

Краснов сказал, что по делу «Сети»* посещал пензенский СИЗО дважды. Первый раз — со своим заместителем Евгением Пучковым 21 февраля 2018 года (родственники фигурантов, которые были в зале суда, узнали фамилию Пучкова, как одного из тех, кто давал интервью по делу «Сети»* в фильме НТВ). Заключение об итогах посещения Краснов с собой не принес и ходил за ним в перерыве судебного заседания.

Со слов Краснова, к ним поступили жалобы от московских правозащитников (Андрея Бабушкина и других) на «ненадлежащие условия, неправомерные физические действия и избиения в пензенском СИЗО». Члены пензенского ОНК посетили четырех или пятерых арестантов по делу «Сети»*. Их сопровождали руководители СИЗО, УФСИН, прокуратуры и уполномоченный по правам человека.

— Жалоб, претензий, замечаний [подследственные дела «Сети»*] не высказывали. Были даны ответы, что «никто» и «ничего». В тот момент, когда мы были, жалоб не было, — сказал Краснов и обратился к подсудимым. — Если вы все хором заявляли, что ни на что не жалуетесь, значит, у вас все хорошо.

Еще раз Краснов был у арестантов «Сети»* в составе комиссии с уполномоченным по правам человека Еленой Роговой. Когда это было, председатель ОНК сказал, «не помнит и вспоминать не хочет». Во время того визита он тоже «никаких жалоб не слышал».

Адвокаты спросили Краснова, в чем цель работы Общественной наблюдательной комиссии и выявляли ли они хоть один случай насилия в Пензе.

— Нет, не выявляли, — сказал свидетель. — ОНК призвана как бы контролировать законность и соблюдение прав лиц, находящихся в местах, изолированных от общества.

В своей работе Краснов, с его слов, руководствуется Кодексом чести, Конституцией РФ и федеральным законом № 76 ("Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания").

«Я надеялся, вы проверите, когда меня задержали»

Краснов не смог вспомнить никого из подсудимых и не смог узнать их лично в зале суда. Адвокат Маркеева поочередно перечислила Краснову фамилии, он неуверенно вспомнил Чернова и Шакурского, потому что «они на слуху». Фамилию «Пчелинцев» он запомнил только потому, что у него был сотрудник в отряде с такой фамилией — Краснов тогда служил заместителем командира ОМОН Пензенской области.

Подсудимые, в свою очередь, сказали, что хорошо помнят Краснова — он был в сером пиджаке с красной звездой на лацкане. Адвокаты спросили свидетеля, были ли у подсудимых повреждения на теле.

— Ссадина небольшая у кого-то была, — припомнил  Краснов. — Но фамилию не помню. [Тот, у кого ссадина] cказал, что во время задержания получил. Было похоже, что да.

Пчелинцев подтвердил, что при встрече с Красновым в изоляторе у него действительно была ссадина на руке. Тогда же он сказал Краснову, что она появилась при задержании.

— Я надеялся, вы проверите, когда меня задержали [на четыре месяца раньше, 27 октября 2017 года], — сказал подсудимый. — Мы тогда [в феврале, при встрече с ОНК] не могли говорить о насилии [за неделю до визита Краснова Пчелинцева, с его слов, пытали].

Шакурский не согласился с показаниями Краснова. Он сказал, что во время встречи 21 февраля 2018 года не мог открыто говорить о пытках в присутствии [замначальника СИЗО Рашида] Уразгалиева, но сообщал о карцере.

— Меня спросили только, применяли ли пытки сотрудники УФСИН. Я сказал, что нет — они-то и правда не применяли [пытки], — пояснил Шакурский суду.

Подсудимый Чернов тоже не согласился с тем, что сказал Краснов на суде — при встрече он говорил про карцер и содействие сотрудников СИЗО сотрудникам ФСБ.

Краснов добавил, что смотрел журнал СИЗО с записями и «у кого-то что-то было по поводу ссадин» [после задержания телесные повреждения были у Куксова и Шакурского, Чернов о них заявлял]. Председатель ОНК сказал, что не помнит, проводил ли он после этого проверку. На другие вопросы Краснов отвечал «не помню» еще до того, как подсудимые успевали их закончить.

— Это вам там делать нечего, а мы работаем, — сказал Краснов (видимо, подсудимым), и вскоре после этого суд его отпустил.

Следующее заседание по делу «Сети»* в Пензе состоится 20 ноября.


Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно.

Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

На заседании 7 ноября Илья Шакурский попросил суд приостановить процесс до нового расследования пыток.  Трое подсудимых — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — 11 ноября объявили в суде о начале голодовки. Они считают ее единственным выходом и намерены голодать до тех пор, пока не начнется новая проверка по пыткам. Судейская коллегия в Пензе 14 ноября начала изучать материалы проверок по заявлениям фигурантов о пытках.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
29 февраля
Артём Важенков
Артём Важенков
Не послание, а скукотища
Мнение
9 февраля
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
У россиян есть большой запрос на мирные перемены через легальное участие в политике
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*ОНКПензенская областьПрава человекаСобытия