Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область
  1. post
  2. Кировская область
Кировская область

Камера обскура

Ольга Шебеко

Знаете, что это такое? Это такой черный ящик с маленьким круглым отверстием в одной из стенок. Камера устроена таким образом, что свет, проходя через это отверстие, создает на противоположной стенке изображение. Только, в отличие от реальности, там, внутри, оно перевернуто вверх ногами.

Иногда у меня создается впечатление, что что-то перевернуто вверх ногами в наших головах. 

На одном из кировских сайтов была опубликована новость об открытии нескольких инклюзивных групп в детских садах города, куда смогут ходить не только обычно развивающиеся дети, но и дети с особенностями развития. На мой взгляд, это очень хорошо. Конечно, мое мнение пристрастно, ведь наша организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» стала одним из инициаторов этих событий.

Но меня, мягко говоря, поразили некоторые негативные комментарии к этой новости. Конечно, все новое кажется чем-то странным, неправильным, ненужным, ведь оно нарушает устоявшийся уклад и заставляет нас изменить привычный взгляд на вещи. Но все когда-то было новым, прежде чем стать привычным. Вы не поверите, но уроки в классах по 40 минут тоже когда-то были придуманы специально. И ничего, прижились.

Конечно, нам, воспитанным на полнейшим разделении общества за «здоровых» и «больных» и даже отрицании самого факта существования «не таких» людей сложно представить, как это за одной партой вдруг окажутся ребенок с условной «нормой» развития (кстати, что такое эта самая «норма»: успеваемость на уровне госоценки?) и ребенок, который по каким-то параметрам в эту норму не укладывается. Но ведь это уже происходит. Уже сейчас в школах и детских садах вместе учатся дети из неполных, малообеспеченных, многодетных семей, в специальном подходе нуждаются и одаренные дети, и ребята с проблемным поведением, и те, для кого русский язык не является родным.

А если уж начинать говорить о плюсах инклюзивного образования, то придется добавить и терпимость, доброту, отзывчивость, желание помочь ближнему, которые воспитываются в детях сами собой, без нравоучений и назиданий, и отсутствие агрессии к другим, не похожим на тебя самого, и понимание сложности и разнообразия устройства мира. О том, насколько инклюзия полезна детям с особенностями развития я даже не говорю.

Так, может, пора поставить мир с головы обратно на ноги и взглянуть на ситуацию под прямым углом, а не через непонятный и давно бесполезный черный ящик?

Оригинал

Комментарии (39)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
05 апр 2014 09:17

Да, скифы - мы, и обскуранты - мы.
"Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...".
Хотя:
"Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!"?

05 апр 2014 18:42

Авторы этих негативных комментариев- специалисты весьма широкого профиля. "Те, Кто Знают как Надо". Знают всё и обо всём.
Они заспамили уже все сайты, типа "общественное мнение" формируют.

06 апр 2014 01:16

Ну Вы как-нибудь сами, бабоньки, - разберитесь.

06 апр 2014 02:30

Девоньки, я должен перед Вами объсниться. Прощения не прошу. Мы, дефектологи, - большие циники. Особенно - по молодости. Иначе - не выдержать.
Для нас всё - НОРМА. Любая патология - не приговор. При помощи слова и лекарства в этой жизни вылечивается всё. Не в этой, так в следующей...
Зависит от таланта, труда, наследственности и воспитанности, как субъекта так и объекта. И коллектива детского и преподавательского.
И не благодарите за благую весть. Тем более - тавтология получилась.
С Благовещеньем Вас.
Благове́щение (церк.-слав. Благовѣщеніе; калька греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат. Annuntiatio — возвещение) — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
У католиков и протестантов празднуется 25 марта. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Благовещение (25 марта) 7 апреля по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников.

07 апр 2014 00:00

Виолетта, нужно просто и понятно раскрыть тему. Тогда станут очевидны плюсы и можно будет конструктивно обсудить недостатки.
А сейчас получается инклюзив - новое иностранное слово, под которым скрывается непонятно что. Статья Ольги мутная - намерения в ней благие, как будет реализовано в деталях - ни слова.

07 апр 2014 02:07

Знаете,Леонид, "Дорогою добра" только и делает последнее время,что раскрывает эту тему, недавно вот был круглый стол с представителями власти,профильных департаментов и общественности. Если бы вы действительно прониклись этой темой,то были бы в курсе. И это надо, в первую очередь, даже не государству,а родителям особых детей. Может, пока не всем, а тем,которые осознают, что их дети имеют право быть такими же полноценными членами общества,как и ваши дети.
А вот товарищи "Те, Кто Знают как Надо" решили отметиться и здесь. И совсем не потому,что их реальные дети волнуют. Им без разницы на чём делать себе пиар. У них просто условный рефлекс срабатывает на некоторые слова и смыслы. "Слышат звон, да не знают,где он". Я думаю, что родители и учителя, вовлечённые в инклюзию, больше разбираются в этой теме и добровольно никто там мучаться и мучать детей не будет, как пытаются тут некоторые представить. Что же касается коррекционной системы образования в СССР, так, во-первых, раньше надо было спохватываться-в 90-х, во-вторых, во всём этом направлении в советское время был важный идеологический изъян: люди с ОВЗ считались нуждающимися в постоянной опеке и не способными интегрироваться в общество. Да о чём говорить, если до сих пор в роддомах могут предложить отказаться от ребёнка с инвалидностью, если у нас не хотят усыновлять таких детей, если до сих пор нигде почти нет адаптированной для людей с ОВЗ городской среды (а в СССР об этом тем более не помышляли).
И вот при нашей замечательной коррекционной системе люди с инвалидностью сидели дома, не могли найти работу,общество не хотело их видеть. А на "загнивающем" Западе, где не было такой замечательной системы, такие же люди свободно передвигались,путешествовали, приносили обществу посильную пользу, а главное- чувствовали себя равными с другими.
У меня уже ощущение,что любая реальная гражданская активность привлекает внимание этих, "знающих,как надо", и они слетаются,чтобы её "заклевать". Установку им,что ли, такую спустили?

07 апр 2014 13:49

Прокомментирую вашу фразу: "А на "загнивающем" Западе, где не было такой замечательной системы, такие же люди свободно передвигались,путешествовали, приносили обществу посильную пользу, а главное- чувствовали себя равными с другими." тем, что до 70х годов в США инвалидов не обучали ВООБЩЕ. В то время, когда у нас было лучшее в мире образование для них.
"Государственная система обучения детей с инвалидностью начала формироваться в России, напомним, после 1917 года. Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы. Созданием специальных образовательных учреждений занимался возглавляемый А. В. Луначарским Наркомпрос, который привлек к сотрудничеству многих энтузиастов, занимавшихся дефектологией в дореволюционные времена. В начале 1920-х новая система образования получила свое оформление, а в 1926 году постановлением СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" был введен единый учебный план для таких учреждений.
Совсем иначе дело обстояло в США. В начале 70-х годов XX века в ряде штатов родители детей-инвалидов начали подавать судебные иски к федеральному правительству, требуя предоставить своим детям право учиться. Результатом целой серии судебных разбирательств стало принятие двух законов — Реабилитационного акта 1973 года, запрещающего дискриминацию детей-инвалидов, и Закона об образовании для всех детей-инвалидов 1975 года. "Принимая эти законодательные акты, Конгресс США обнаружил, что в Соединенных Штатах больше 8 миллионов детей с инвалидностью. Более половины из них не получали надлежащих образовательных услуг. Миллион таких детей вообще не были охвачены школьной системой", — сообщается в историческом очерке об образовательной системе США."
http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/05-12-2012/1137220-inclusif-2/

07 апр 2014 14:03

Ну и вывод дан там же: "Таким образом, государственная всеобщая система специального образования на Западе сложилась значительно позже, чем в Советской России — СССР. Интересно также, что поначалу она развивалась в том же направлении, что и советская — по пути создания отдельных коррекционных учебных заведений и коррекционных классов в школах."
Но так как эта система довольно затратна, Запад решил от неё отказаться, вводя инклюзию, и сворачивая коррекционную систему.
На что западные родители детей инвалидов активно протестуют: "Планы закрытия спецшкол вызывают родительские протесты, — продолжает газета. — Для многих семей это станет настоящей катастрофой… Зачастую родители детей-инвалидов, о чьих правах ООН, а за ней Германия вроде бы позаботились, опасаются, что обычную школу их ребенок просто не сможет закончить, и получение аттестата для многих останется недостижимой мечтой.
Удивительно, не правда ли? Под соусом "борьбы родителей за образовательные права собственных детей" нам предлагают перенять "передовой" западный опыт, — умалчивая, что на Западе родители и педагоги безуспешно (!) протестуют против такой инновации!"

07 апр 2014 16:11

Виолетта, спасибо за поддержку. Твоя помощь очень важна, я не всегда могу ответить всем, и так приятно видеть, что кто-то делает это за меня :) Значит, все усилия не напрасны.
Ничего, пусть люди спрашивают, будем отвечать. Постепенно все объяснится. У нас нет цели переубедить всех, и где-то я уже вроде говорила, что наши дети не пятаки, чтобы всем нравиться.
Что удивительно, специалисты, которые работают с детьми с особенностями развития, гораздо тяжелее приходят к мысли о возможности не только социальной, но и образовательной инклюзии своих подопечных. Это объяснимо: они каждый день сталкиваются с такими детьми и "реально" смотрят на вещи. Их опыт бесценен, и никто не собирается сбрасывать его со счетов. А вот "обычные" педагоги как-то довольно быстро приходят к пониманию, что в этом нет ничего сверхъестественного, и это просто еще один ученик, к которому нужен еще один индивидуальный подход - как, впрочем, и к остальным детям в классе. Мы это и хотим объяснить: наши дети отличаются от всех остальных не больше, а, может быть, даже и меньше, чем просто два ребенка отличаются друг от друга.

07 апр 2014 22:08

Виолетта, я думаю вы ошибаетесь насчет "товарищей", насчет их мотивов и целей. На самом деле имело бы смысл наладить взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами. Например организовать и провести встречу.
Я к сожалению не в курсе, что были круглые столы и не отношусь к той общественности, которую туда приглашают. Поэтому мало что знаю. А здесь публичный ресурс, и публикуя статью на тему инклюзива имело бы смысл если не подробно рассказать о предмете, то хотя бы поставить ссылки на информацию из первых рук.
Насчет нашей замечательной коррекционной системы - если она действовала раньше эффективно, было бы правильно не создавать принципиально новое, а использовать опыт и совершенствовать действующее. Однако что-то мне подсказывает, что выделяющиеся на это дело гранты совершенно не направлены на взаимодействие с существующей системой. Иначе говоря, есть оплаченный грантами заказ на создание новой системы. И как раз эта сторона совершенно никому со стороны не известна.

Как показала практика, в России гражданская активность финансируется через гранты. Грант - это техническое задание на определенный вид деятельности, подразумевающий отчетность по результатам. Т.е. грантодатели формировали и управляли тем, что Вы называете "гражданской активностью". Правильно спланированная, грамотно организованная, оплаченная из-за рубежа работа может дать вполне ощутимый результат для заказчика. Истинные цели вам никто не скажет.

Бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Это понимают многие, если есть ошибка в моих рассужениях, то как раз имело бы смысл прояснить ситуацию и расставить все точки над i.

07 апр 2014 23:13

Леонид, я что-то не заметила "избранной общественности",которую "особо приглашают" куда-то на общественные мероприятия. Просто если вас интересует конкретный вопрос и вы ищете информацию по нему- всё это доступно, на многих сайтах есть анонсы мероприятий.
Про гранты- ваша информация устарела лет эдак на 10-12. В нашей стране давно уже гранты выделяет государство. Регулярно проводятся конкурсы- президентские и региональные. Вот сейчас как раз президентский идёт.
И вы ошибаетесь насчёт гражданской активности. Например, и "Дорогою добра" и наша "Белая река" сначала самоорганизовались, решая те задачи,которые нам кажутся важными, а уж потом стали участвовать в грантовых конкурсах,чтобы иметь возможность более эффективно работать.И как раз наши проекты в целом направлены на взаимодействие с существующей системой. Именно- самоорганизовались, именно обычные люди,граждане. Никто не присылал нам указаний из Москвы, или из какого-то местного департамента. И уж тем более- из-за рубежа. Хотя опыт других граждан-неважно,где они находятся географически- мы тоже учитываем. Так что конспирологические теории к нам не относятся,извините.

07 апр 2014 23:26

Увы, за всем не уследить.
А насчет грантов, иностранцев вытеснило государство, и это правильно. Однако столкнувшись с иностранной терминологией в этом вопросе, предполагаю, что задачи по инклюзиву ставятся по иностранным методикам. Что не есть хорошо.

08 апр 2014 00:02

Виолетта, в этом вопросе нет никакой конспирологии. Создание и управление "гражданским обществом" посредством НКО достаточно давно практикуется Госдепом США, на что выделяются немалые деньги. Наше правительство совершенно разумно ограничило деятельность многих иностранных организаций и организовало контроль за получающими иностранное финансирование. Кто-то видит в этом ущемление своих прав, кто-то видит вопросы государственной безопасности. Как говорится это жжж неспроста :)
У меня есть опыт деятельности, как гражданского активиста, более 10 лет и без грантов :)
Правда в иной сфере.

08 апр 2014 02:25

Наше правительство чуть ли не обязывало в своё время создавать эти НКО на базе уже существующих структур,например, в социальной сфере... а уж проектной деятельностью сейчас занимается любое,наверно,госучреждение. Я правильно понимаю,будто вы считаете,что нашим гражданским обществом управляет госдеп США через НКО? И вы в курсе, что НКО- это огромное множество любых некоммерческих объединений, от государственных компаний до казачьих обществ, от ТОСов,партий,религиозных организаций до групп инициативных граждан? Ну и конечно, в вашей трактовке нет никакой конспирологии))
Знаете,неверно представлять гранты таким жирным куском пирога,которым кормится невесть кто. Мы тоже много занимаемся (и занимались) волонтерством. "Дорогою добра"-вся организация состоит из родителей-волонтеров. Но чтобы обучить,например,необходимых специалистов-нужны деньги. Чтобы приглашать преподавателей-нужны деньги. Чтобы сделать центр для особых детей-нужны деньги. А зарплаты в проекты не заложены, только расходы компенсируются, и то-не всегда. Отчётность просто адская. Но желание решать те проблемы,которые не может решить государство,видимо,всё-таки сильнее. Поэтому во всё это и ввязываешься. Поэтому и вызывают, в лучшем случае,недоумение попытки приписать наши старания какому-то "госдепу")

09 апр 2014 09:43

Видел такое в области культуры.
На сегодня Российские НКО финансируются Российским государством, однако система изначально была создана и длительное время финансировалась именно госдепом. Вроде бы инициатива перехвачена, но некоторое число людей, находящихся в составе "инициативных граждан" к моему сожалению вместе с технологиями НКО приобрели либеральные, антигосударственные взгляды - особенно ярко выглядят белоленточное движение и российские правозащитники.
Что такое и какой объем сферы НКО я в общих чертах представляю.
Конспирологии нет, но где нет достаточно информации есть сомнения. Я пишу про вполне осязаемые вещи. Последний яркий пример антигосударственной деятельности - общество "Мемориал". По ссылке интересные признания председателя правления Международного общества «Мемориал» Арсения Рогинского http://rosvesty.ru/2134/upravlenie/9370-arseniy-roginskiy-kak-memorial-skryval-istinnuyu-statistiku-sovetskih-repressiy/
Наверное не стоит объяснять кто и сколько времени вкладывал деньги в эту организацию и чем она занималась.
Я не против института НКО. Он создан, существует, сфера его деятельности может быть очень полезна. Однако некоторые видами деятельности создают впечатление, что задачи и методики имеют иностранное происхождение, нет информации были ли адаптированы эти материалы и вообще изучался ли вопрос об последствиях применения этого дела. Где нет подробностей, там есть сомнения и опасения. Одна из сомнительных и опасных технологий внедряемая у нас в том числе и через НКО - ювенальная юстиция.
Я не считаю гранты жирным куском пирога. Я прекрасно понимаю, что в сфере НКО много волонтеров, добровольцев и просто увлеченных людей.

06 апр 2014 19:45

Пишет Анна Схемова, логопед-дефектолог, г. Челябинск.
"Главная проблема введения инклюзивного образования – не в “стереотипах и предрассудках”, не в “низкой культуре педагогов” и не в “неготовности” учителей “принять” детей-инвалидов. И даже не в том, что учителей не снабдили конкретными методическими разработками и технологиями обучения разных категорий детей-инвалидов, предложив лишь общие философские постулаты, изложенные в идеализированных концепциях и озвученные в рамках многочисленных семинаров и прочих мероприятий “в помощь педагогам”.

Проблема в том, что очень затруднен сам процесс включения ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в программу обучения массовой школы, крайне затруднена сама возможность организации образовательного процесса и аттестации, особенно на второй ступени обучения, когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием."
статья: Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие… куда?

http://r-v-s.su/news/2013/inklyuzivnoe-obrazovanie-blagie-namereniya-vedushchie-kuda

06 апр 2014 23:06

Безусловно, все это очень не просто. И никто не просит вводить это по принципу: сначала сделаем, потом разберемся. Совсем наоборот. Но начинать-то с чего-то надо. Ведь дети растут.

06 апр 2014 23:18

Надо развивать достойную систему коррекционного образования. Тогда дети вырастут здоровее.

06 апр 2014 23:54

Очень благое намерение.
Однако совершенно не раскрыто каким образом это будет реализовано.
Мне не понятно, с какими отличиями или особенностями в развитии ребенка можно отправлять в обычный класс? Есть ли разумные критерии и ограничения? Кто скажем будет помогать ребенку-инвалиду таскать ранец с учебниками с этажа на этаж? Выдержит ли сам ребенок нагрузки, рассчитанные для здоровых детей? Не получится ли так, что ребенок с задержками в развитии будет тормозить в обучении весь класс нормальных детей, только потому, что преподаватель будет тратить на него львиную долю внимания? А если он не один такой будет в классе?
Интересно было бы спросить мнение у обычных школьных педагогов - готовили ли их работать с детьми-инвалидами.
Ну и в купе с отличиями от нормы по автору - детьми из неполных, малообеспеченных, многодетных семей, одаренных детей и детей с проблемным поведением - преподавателям в школе нужно для полного успеха добавить еще и детей-инвалидов.

Благая инициатива, но есть серьезные сомнения куда она заведет.

07 апр 2014 16:05

Леонид, спасибо за внимание к проблеме. Давайте попробую ответить на часть ваших вопросов здесь, но потом буду еще публиковать материалы по этой теме, раз в ней так много вопросов.
С какими отличиями. Да, в общем, с любыми. Лишь бы педагог был готов работать с таким ребенком и рядом с ним находился помощник - тьютор. Да, понятны опасения родителей, которые не хотят, чтобы рядом с их сыном или дочерью сидел... кто? дурак? дебил? олигофрен? как мы назовем этого человека если не вслух, то про себя? В педагогике их обычно называют "дети с особыми образовательными потребностями". И разумные ограничения здесь только одни: а с кем мы не готовы общаться на равных? Пока у нас есть реальный опыт включения в обычную группу детского сада двух детей с синдромом Дауна и одного ребенка с аутизмом. И этот опыт вполне успешен. В детский сад с моим сыном (который, кстати, тоже инвалид, правда, его заболевание касается работы внутренних органов и не сказывается на психике и интеллекте) ходит мальчик со слуховыми аппаратами. Я не знаю, как с ним работают воспитатели и работают ли вообще, но мне это нравится: мы не одни в своих идеях.
Про помощника я уже вскользь упоминала. Он действительно должен быть. Это специальный сотрудник учебного заведения - тьютор. Он должен быть приставлен или к одному ученику, или группе детей со схожими трудностями, или к детям одного класса. Но, безусловно, без него инклюзия если не невозможна, то сильно затруднена. В той инклюзивной группе, куда ходят дети с синдромом и аутизмом, такой тьютор есть.
Про нагрузки. Конечно, нет, ребенок с особыми образовательными потребностями не должен выполнять те же нагрузки, что и дети без особенностей, и ни в коем случае работа с ним не должна мешать работе класса. Именно поэтому так необходим тьютор. А еще, кроме него, индивидуальный образовательный маршрут, специально разработанная программа, своя система оценок. И обратите здесь внимание вот на какой момент. Мы сейчас рассматриваем ситуацию только с точки зрения успеваемости. Но это совершенно неверный подход даже к обычным детям. Сейчас все гонятся за баллами по ЕГЭ, забывая о том, что школа дает не только это. Она дает беспрецедентный опыт общения, возможность познавать мир и находить свое место в нем, да просто гигантский опыт жизни, который ценен сам по себе, независимо от получаемых параллельно оценок. И вот это - именно то, что нужно всем детям без исключения. Можно я не буду повторяться и писать, что общение с "особыми" детьми дает здоровым детям возможность стать добрее, милосерднее, сострадательнее и понятливее, чем если воспитывать их в условиях жесткой конкуренции по принципу "победит сильнейший"? Это совсем эмоции, но это то, что делает нас людьми.
Я понимаю ваши сомнения. К сожалению, мы не можем пригласить всех желающих в нашу инклюзивную группу, все-таки это помешает детям и воспитателям. Но в нашем центре мы будем рады всем. И мы не устанем вновь и вновь объяснять, почему мы хотим, чтобы наших детей воспринимали просто как детей - равных, способных, не балласт, а такую же ценность, как все остальные дети. Потому что нам с вами жить среди детей - наших, ваших, всех, и какими мы их воспитаем, такими они и будут.
Есть еще вопросы - задавайте, отвечу с радостью.

07 апр 2014 19:02

Ольга, скажите, пожалуйста, а тьютор - это педагог-дефектолог?

07 апр 2014 21:18

Не обязательно. Может быть, и дефектолог, и тифлопедагог, и сурдопедагог, и просто помощник в передвижении, и психолог, и просто дополнительный педагог. Или даже, например, студент-волонтер профильной специализации. Варианты самые разные. Зависит от потребностей ребенка, возможностей педагога и образовательного учреждения.

07 апр 2014 21:42

Ниже посмотрела видео с директором московской коррекционной школы, он говорит, что на западе к одному ребёнку-инвалиду в обычном классе приставлен педагог-дефектолог (а то и не один), психолог. Читала, что у нас родители детей-инвалидов просто со слезами выпрашивают места в коррекционных школах, так как их не хватает, идёт тотальное недофинансирование, сокращение количества спец педагогов в системе опять же из-за недофинансирования. Как вы думаете, наше государство сможет обеспечить каждого нуждающегося ребёнка вниманием и помощью, приставив к ему необходимых спец педагогов?

07 апр 2014 22:52

Ольга я не согласен с вами в том, что имеет смысл вводить в обычную группу детей с серьезными отклонениями вроде синдрома Дауна. Хотя бы потому, что дети в дошкольном возрасте склонны копировать поведение друг друга. Будет ли польза ребенку инвалиду - я затрудняюсь сказать, ибо не знаю на сколько это заболевание ограничивает восприятие и развитие, но есть опасения за обычных детей. Здесь нужно мнение специалистов.
Кроме того отклонение может быть опасными для окружающих. У меня имеется собственный негативный опыт, когда в детском саду был ребенок с отклонениями в развитии, выражающееся в необузданном агрессивном поведении. В конце концов родители, собрав подписи на имя директора садика и руководителя департамента образования добились, чтобы ребенок был исключен из садика. С одной стороны жаль ребенка и непонятна его судьба, с другой под вопросом была судьба 25 малышей.

Во время студенческой практики я работал вожатым в детском оздоровительном лагере "Медик", в котором отдыхали и проходили лечение ребята с различными болезнями в том числе и инвалиды. Умственно отсталых у меня в отряде не было. Были дети в возрасте 9-11 лет с различными болезнями, три ребенка инвалида, покалечены руки и ноги. Самая серьезная болезнь была у ребенка с проблемами кровообращения. В 5-30 утра ему нужно было принять таблетку, и тогда он мог ходить до 6 часов вечера. Потом у него отнимались ноги. Вечером носил его на руках в туалет и умываться. Иногда на ужин.

07 апр 2014 23:00

В нашу группу в садике ходил ребёнок с синдромом Дауна. Причём отличия от других детей не сильно бросались в глаза. Всё было нормально. Но у нас группа- разновозрастная.

07 апр 2014 23:33

Мой старший в возрасте 3-лет ходил в течении учебного года в разновозрастную группу. Отказались, ибо качество работы педагогов не соответствовало. Как только появилась возможность уйти в обычный садик - ушли. Сейчас старшему 13. Может что и изменилось в лучшую сторону. Садик был платный, за Глобусом на углу Воровского и Производственной.
Отличия раньше всего увидит наверное только практикующий специалист по детской психологии. Если у вас в садике такой есть и работает с детьми - это очень хорошо. Но все равно, лично у меня есть сомнения, ибо многие вещи упущенные в младшем возрасте могут нехорошо "сыграть" когда ребенок будет старше. В этом вопросе интересует опыт специалистов не сиюминутный, а исторический.

08 апр 2014 02:36

Нет,у нас другой садик. Про разновозрастную группу скажу, что она- подобие большой семьи, где старшие помогают младшим, а те учатся у старших. Актуально для многих детей, у которых нет братьев-сестёр. И мне кажется, это более разумно, чем,например, группа из 20-и трёхлеток, где тон будут задавать самые агрессивные и образцы для подражания будут именно такие. Психологи есть сейчас в каждом саду.

09 апр 2014 09:47

Я понимаю как должна действовать разновозрастная группа. У меня педагогическое образование, в университете у нас был курс лекций на тему дошкольного образования и возрастной психологии. Но воспитателям в том садике. по моему мнению, не удалось создать нужную атмосферу деятельности и взаимодействия детей.

07 апр 2014 16:19

Ольга, система коррекционного образования у нас более чем достойная, и на самом деле из-за рубежа приезжают перенимать наш опыт. И никто эту систему ломать не собирается. Просто у ребенка и его родителей должна появиться еще одна возможность - возможность взять на себя ответственность за полноценную жизнь среди обычных людей.
К сожалению, коррекционная система не делает людей более здоровыми. Она учит их приспосабливаться к своим ограничениям и развиваться ровно в тех рамках, какие это ограничение допускает. Мы просто хотим расширить эти рамки и изменить взгляд на проблему, ту самую оптику: проблема должна заключаться не в человеке и его диагнозе, а в том, готово общество взаимодействовать с таким человеком и адаптировать само себя к общению с ним, если это необходимо (те же пандусы - это именно пример адаптации общества под нужды людей с инвалидностью), или пока нет. Дать "особым" детям право быть на равных с обычными детьми для нас - именно показатель такой готовности.

07 апр 2014 18:58

Ясно. Но дело в том, что инклюзивное образование изначально стартовало в Москве, еще в 90х. И вот сегодня там начали бороться с коррекционными детсадами: http://rvs.livejournal.com/58370.html
Западная тенденция уничтожения коррекционки через инклюзию началась и у нас.
Конечно, в Кирове процесс будет не сразу, если даже в Москве начали через 20 лет после пробного введения ИО.

07 апр 2014 19:02

Ну и еще момент. Вот убеждение специалиста.
Геннадий ВАСЕНКОВ - директор ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102 города Москвы», доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ. Он заявляет, что на столько специфично образование детей с огр. возможностями, что у них свои спец. учебники, свои спец. педагоги и свои спец. программы преподавания. Они не могут изучать алгебру, геометрию, а русский язык до определенного уровня. Также он добавляет, что таких детей надо специально готовить к жизни: надо научить читать, писать, считать, чтоб в жизни не возникло простейших бытовых проблем. А главное их следует обучить профессии.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=UWOm1GhNBBE#t=896
Послушайте, что говорит этот человек - неужели он лжёт? Или он не авторитет для Вас?

07 апр 2014 19:07

Ну а вот что говорят сами родители детей инвалидов:
Елена СОБОЛЕВА - руководитель фонда «Дети солнца» это мама малыша с диагнозом аутизм. "Я благодарна Богу, что мы попали в коррекционную школу. Потому что так как занимаются там с этими детьми... (видимо не занимаются больше нигде (доб. от меня)). Мне предлагали внедрить его в общеобразовательную школу. А как вы себе представляете взять такого ребенка и внедрить его в простую школу..?" Далее она говорит, что там ему будет плохо... Ну и заканчивает свои слова так: "Поэтому для таких детей коррекционные школы это выход и закрывать их нельзя ни в коем случае."
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=UWOm1GhNBBE#t=1095

07 апр 2014 21:50

Зачем подменять понятия? Инклюзия не подразумевает закрытия коррекционных учреждений, как уже выше Ольга Шебеко написала-"это ещё одна возможность для ребёнка".
Потом, зачем тенденциозно подбирать цитаты? Например,про детей не могущих изучать алгебру. Ясно же,что это только часть детей, с ментальными нарушениями. Цитата родительницы- это одно мнение. Есть и другие мнения родителей.
И ещё момент. Оппоненты, вы ответьте на вопрос,пожалуйста,какова конечная цель системы образования ребёнка с ОВЗ? Система может быть сколь угодно хороша, но что дальше? Как именно она предложит ребёнку адаптироваться в обществе и быть как все,по мере его сил и возможностей?

08 апр 2014 02:45

Родительница Елена Соболева, цитату которой я привела, это также - руководитель фонда «Дети солнца» или "Город солнца" http://www.fund-suncity.ru/docs/about/, такой же фонд как «Дорогою добра», почему же нам не прислушаться к её мнению?

Конечная цель образования детей инвалидов - это научить их жить самостоятельно, научить необходимым бытовым вещам, научить читать, писать, считать и обязательно дать профессию, которой человек в будущем себя сможет обеспечить. То есть раскрыть в ребёнке все возможности, которые у него могут быть. И потому, только индивидуальный подход, высококвалифицированные специалисты и качественная система коррекционного образования. Общая школа в едином комплексе этого дать не может.

08 апр 2014 02:52

Ну вот вы говорите, в СССР была такая система. Где же в том обществе были видны результаты её работы? Много ли на улицах, в магазинах, театрах, поездах, в организациях, в конце концов, встречалось людей с инвалидностью? Были ли они полноценно встроены в общество?

08 апр 2014 12:21

Очень странный вопрос. А что их сейчас так много на улицах, в театрах... И потом, откуда вы знаете,что идёт человек, а он не инвалид. Из личного опыта скажу, я работала в разных швейных организациях и там механиками у нас работали мужчины с инвалидностью и всё было замечательно, никто не замечал никаких проблем. Это образование они получили в СССР. Разве человек не встраивался в общество? А уж ходить в театры и магазины - это кому как нравится, кто-то может кино предпочитает и магазины не любит))).

09 апр 2014 00:13

Ничего странного. Я сравниваю не с сейчас, а с Западом. Чтоб человек с инвалидностью был встроен в общество, для него должны быть во-первых,созданы условия,позволяющие не замечать какие-то объективные трудности, во-вторых,само общество должно быть лояльно к нему. Наша система, изолировавшая таких детей или в интернатах, или в спецшколах, или просто внутри семьи, не давала возможности ни им адаптироваться к обычному обществу, ни обществу привыкнуть к этим детям, и видеть в них,в первую очередь, детей, а не диагноз.
Многие,кто бывал тогда за границей, отмечали, как много встречается людей с инвалидностью на улицах,в отличие от СССР.
Да у нас до сих пор в любой песочнице на особого ребёнка могут или пальцем показывать, или сторониться и бояться, или жалеть. Мы даже не знаем, как общаться с ними,что приемлемо,что нет- потому что нет у нас такого опыта совместного проживания в одном обществе, сталкивания в различных бытовых ситуациях.

09 апр 2014 02:05

Виолетта, мне, честно говоря, проблема какой-то дискриминации инвалидов обществом совершенно не понятна. Её не было и нет. Кто мешает гулять, ходить в театры, ездить в поездах? О чём речь? Никто инвалидов не унижает, не оскорбляет. Вы как себе это представляете: выехал человек в инвалидной коляске, а вокруг него собралась толпа и начала травлю? Нет ведь этого и никогда не было. Наоборот случаи унижения инвалида в обществе вызывают резкое осуждение. Да, окружающие не скрывают понимания, что перед ними больной человек. И инвалид отдаёт себе отчет, что он инвалид. Зачем лицемерить и утверждать, что больной человек ни чем не отличается от здорового. Этим вы больному человеку не поможете, а только навредите, так как перекроете ему путь к осознанию и преодолению своего недуга.
Я же писала, что люди с инвалидностью спокойно встраиваются в работу предприятия, у нас в ячейке есть товарищ с инвалидностью – у всех отличные взаимоотношения, совершенно никаких проблем. Почему Вы нагнетаете какую-то конфронтацию между здоровыми и инвалидами? Вы же сами искусственно создаёте эту социальную мифическую дискриминацию.

Далее, по-вашему, выходит, что система советского коррекционного образования – это не школы, а специзоляторы и тюрьмы. А спецпедагоги и дефектологи – это охранники, следящие, чтобы ребёнок не сбежал. Любая система образования и коррекционная, в том числе нужна для того, чтобы любой человек социализировался и смог реализовать себя в жизни. Чтобы дать инвалидам полноценное образование, нужен особый подход, специальная система образования. Для этого и созданы коррекционные школы. Как это можно назвать дискиминацией? Вдумайтесь — особые условия, особая забота, особая система обучения, разработанная для того или иного вида заболевания, — это, оказывается, дискриминация!
Другой вопрос - это та же пресловутая безбарьерная среда: пандусы и т.д. Но это вопрос времени, работа в этом направлении ведётся. И это всячески все приветствуют.

По поводу угнетения инвалидов в России и процветания инвалидов на Западе очень показателен один яркий пример, который в отличие от вашего примера с улицами каждый может проверить. Недавно прошла паралимпиада в Сочи. Сборная России одержала триумфальную победу, оставив далеко позади команды всего мира. Как Вы можете утверждать при этом, что у нас происходит какая-то дискриминация инвалидов, что они никак не могут реализовать себя в жизни, и обязаны мыкаться взаперти, доживая свой век? Всё совсем наоборот, наши паралимпийцы – это НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ и паралимпиада это чётко показала. А вот на Западе как раз получается, что система адаптации инвалида в общество и реализации его возможностей работает плохо, в несколько раз хуже нашей.

09 апр 2014 18:41

Я где то писала слово "дискриминация"? Эту тему я даже обсуждать с вами не буду. Пообщайтесь с родителями особых детей на эту тему. Я думаю,вам бесполезно втолковывать,что любой человек хочет,чтобы в нём в первую очередь видели человека, а не "больного", "инвалида" и т.п.
Что же это,действительно, мешает людям с ОВЗ ходить в театры и гулять? "Пресловутая", как вы говорите,безбарьерная среда, созданием которой в нашем городе озаботились совсем недавно, и все ли пандусы,которые "положено" теперь делать, сделаны как положено? По интернету ходила грустная шутка о том,что наши паралимпийцы потому всех и победили,что натренировались на наших "пресловутых" безбарьерных улицах. И есть в этом доля правды. Наши побеждают часто не благодаря, а вопреки. Мой бывший одноклассник- паралимпиец, взял золото на этой олимпиаде. В родном городе (это не Киров) ему никогда ничем не помогали.
И ещё, вы бы договорились друг с другом, если представляете тут единую т.з., а то одна пишет: " Ниже посмотрела видео с директором московской коррекционной школы, он говорит, что на западе к одному ребёнку-инвалиду в обычном классе приставлен педагог-дефектолог (а то и не один), психолог. Читала, что у нас родители детей-инвалидов просто со слезами выпрашивают места в коррекционных школах, так как их не хватает, идёт тотальное недофинансирование, сокращение количества спец педагогов в системе опять же из-за недофинансирования." А другая тут же доказывает, как всё плохо на западе и родители там протестуют.

Свежие материалы