Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Автопортрет на фоне альбома. Продолжение (ч. 5)

Автопортрет на фоне альбома. Продолжение (ч. 5)

Герман Соломин
Герман Соломин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

ПОРА переходить к тому, что я эстетически предвкушал с самого начала, – ко второй части книги «Надеюсь образом чудесным...», где, хотя местами вновь знакомые следы, существенную роль играют уже иные слог и музыка, восторг и печаль, страдания и прозрения. Даже внутренние возрождения лирического героя – другого рода, через крушения и раскаяния. Важней всего – поэзия присутствует. Да, тема любви – к женщине и природе – сильно исхожена, найти в ней что-то совсем уж индивидуальное начинающему поэту почти невозможно, хотя всегда остаётся это «почти», позволяющее надеяться. Зато небывалая, часто неконтролируемая искренность чувств и переживаний делает стих более цельным, экспрессивным, уплотняет текст и, возжелав образы, являет полноценные строфы. Отмечу и другое:  именно в любовной лирике человек открывается внешнему миру до острого ощущения полной обнажённости. 
И у Маркелова в этих стихах много личного – того, что любопытствующему обывателю в общих чертах, допускаю, «известно». Не будь автор публичным человеком, занимающим довольно значительный государственный пост, не упустил бы возможности проявить, но лишь во благо, мои специальные  знания (в конце 70-х – начале 80-х гг. я под патронажем бывшего декана факультета журналистики Казанского университета  Ф. А. Агзамова писал кандидатскую диссертацию по проблемам внутрисемейных отношений). Но из этических соображений в данном случае не вправе этого делать. Продолжим говорить исключительно о поэзии и поэтах.
В первой части текста книги обратил внимание на пятую строку, очень неожиданную для контекста:
 «...Лечь на диван и всё забыть,
За женщинами волочиться,
Прогулки, белое вино,
Писать стихи, смотреть в окно,
В жену попробовать влюбиться.
Но (!–Г.П.) с предначертанной дороги 
без Божьей воли не сойти –
Иного просто нет пути.
(Стр. 100)
Прочитал, и как-то неуютно мне стало от столь странного, нелогичного противопоставления. Но дальнейший текст отвлёк, поглотив внимание.
Стихи о любви читаются с особым удовольствием. Они, как правило, волнуют всех. Хотя – и в этом я глубоко убеждён – чувство любви в её полной глубине и силе посещает далеко не каждого землянина. (По молодости я даже написал что-то вроде эссе, в котором признавал мудрость Бога, среди прочего, и в том, что губительной страстью-любовью он большинства людей не награждает и тем самым спасает человечество от множества довременных потерь). Тот же, кто удостоился, знает о любви много всего такого, что вовсе не романтично, не безоблачно, нередко – опасно. Неразделённая любовь, измена, охлаждение чувств – всё это источники мучительных страданий, когда человек оказывается в состоянии потери всякой жизненной опоры, по сути на волосок от гибели. 
Переживаемое затмение может, среди прочего, привести и к мизантропическому умозаключению, спроецированному на всех представителей противоположного пола вообще:
«Поверить женщине – ошибка,
А полюбить – уйти в наркоз».
(Стр. 197)
«Чем приятней у женщины внешность,
Тем душа у неё холодней». 
(Стр. 198)
И всё же именно  в состоянии «невесомости» попытки спастись стихами часто рождают настоящие поэтические строки. Слишком много сил и всего другого концентрируются в одной точке приложения человеческих способностей. При том острота чувствований бывает направлена не обязательно лишь на объект переживаний.  Она позволяет нежданно заметить, оценить красоту обыденного, повседневного.  Вот лирический герой в хороший тёплый день увидел:
«Красный виноград опутал
Стены дома, как паук...»
И на этой тёплой эмоциональной волне пишутся пять весьма приличных строф, последняя из которых почти безупречна:
 «...И когда в садах Эдема
Ангел плёл себе венок,
Виноград на перья шлема
Завязался в узелок».
(Стр. 201) 
А тут автор (бывший военный – помощник прокурора), чьё состояние душевного тремора сублимировалось в кошмарный сон, просыпается в смятении и позднее переносит это на бумагу в образах, появление которых, в свете прежней деятельности написавшего, логично, хотя для более глубокой разработки темы заставило бы меня войти в более сложные пласты исследования: 
 «Нас ведут по дороге палящей,
Подгоняя армейским ремнём,
След звезды оставляя горящий
От пылающей боли огнём».
Стр. 192) 
И в те же дни (сужу по датам написания) он под действием остро понадобившегося комфорта любви готов восстать против едва ли не главной жизненной концепции – о власти, своём месте в ней. Обратите внимание на предположение, близкое к утверждению, что первейшей наградой Бога всякий полагает  в л а с т ь, хотя это не так:
«Что нам Творец даёт в награду?
Ответите: конечно, власть.
Я следую иному взгляду
И назову – любовь и страсть».
(Стр. 190)
Как пронзительны и одновременно по-детски растерянны признания в коротком восьмистрочном стихотворении «У меня украли счастье...»:
 «...Счастье – мой дворец блестящий
И хрустальные покои.
Я привык к нему, как к свету:
Наслаждался и лелеял.
Обернулся – счастья нету,
Ветер в миг его развеял».
(Стр. 187)
Под воздействием этого текста хоть сейчас пиши трактат о призрачности некоторых наших представлений о счастье. Вот, молодые люди, поверьте пятидесятилетнему мужчине с опытом: не дворец блестящий – счастье, даже гарантия благополучия не он – а живущая там любовь. (Не слишком ли пафосно сказал? Впрочем, не пафоснее того же автора в предыдущих четырёх стихотворных строк: «Что нам Творец...»).
Что бы ни говорили, но в который раз – из века в век, от поэта к поэту, от любви к любви – подтверждается истина: лучшее перо – перо, ведомое страстью. Оно более всего напитано образами:
«В ночном отражении на зеркале тёмных озёр
По млечной дороге несётся судьбы колесница...»
(Стр. 178)
«Наслаждаясь дыханием с юга,
Я умоюсь осенним дождём...
Дождь омоет небесным причастьем,
Сладкий вкус сохранив на губах».
(Стр. 174)
«Кружить над площадью Сан-Петро
В мотив стремительному ветру...»
(Стр. 176)
«Морозные тают на окнах узоры,
Взамен оставляя тоску и печаль».
(Стр. 179)
«Шёл корабль вдохновения
И внезапно сел на мель.
Я проснулся. Воскресенье.
Утро. Дождь стеной. Апрель».
(Стр. 185)
А вот, как в случае со строкой о Баден-Бадене, тоже многообещающее начало, которое, увы, не нашло такого же достойного продолжения, хотя могло ведь, могло:
 «Ты помнишь, как зелёная волна 
Жемчужной пеной берег украшала?..»
(Стр. 186)

ЛЮБОВНЫЕ  переживания, как известно, бывают чуть ли не во всяком возрасте. Неужели у нынешних двадцатилетних это происходит не так, как было у их пап и мам? Раз и у них, увы, случается «несчастная любовь», складываются прочие переживательные истории неудач. Времена круто изменились, и воспитание чувств (по Флоберу) проистекает куда стремительнее. Но готов биться об заклад, что ничего существенно нового в «таинстве» любви не возникает и не проявится. В этом Создатель непреклонен и матрицу менять не собирается. Вот и у нашей поэтессы всё – как в старые добрые времена:
Нет, оставайся, на улице темнота,
Ты проходи, телевизор себе включай...
К чёрту твою работу и рейс в Милан:
Там всё равно не бывает таких ночей...
Всё, ни хлопот, ни забот, ни твоих замут.
Ты оставайся, а я ухожу во двор:
Ночь и безудержный ливень меня поймут. 
Нет, лирическая героиня не всегда так тверда и так спокойна. Она может выплеснуть в лицо – и не минеральную воду из стакана – т а к о е... В общем, не хотел бы стать объектом вот этого обращения в четыре всего-то строки, которые запоминаются намертво:
А вы настоящий осёл и лось,
Так грубо судьбою моею вертите,
Да чтобы вам вальс танцевать пришлось
Под песню размером четыре четверти.

Материалы по теме
Мнение
13 марта
Олег Пшеничный
Олег Пшеничный
Какой Даванков?
Мнение
23 апреля, 10:42
Иван Звягин
Иван Звягин
Стабилизация и спад интеллекта
Комментарии (0)
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме