Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

Политические репрессии: история и люди

Пётр Балабанов

Николай Рылов: политические репрессии. История и люди.

Быстротечно время, редко удается остановиться от текущих проблем, дел и вместо обязательных: успеть, скорее и как-то бы выкрутиться, проанализировать происходящее, а тем более вспомнить о прошлом.

День памяти жертв политических репрессий установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР  №1763\1-1 от 18 октября 1991 года и ежегодно отмечается 30 октября.

Это день памяти тех, кто пострадал и погиб в результате террора и ложных обвинений. Во время чисток 30 годов уничтожались целые слои и сословия нашей страны. Политическим преследованиям подвергались интеллигенция, рабочие, военные, казаки, представители всех религиозных конфессий, «раскулачено» крестьянство.

Наибольшее количество пострадавших от политических репрессий в нашем районе — это крестьяне, не желающие вступать в колхоз. К единоличникам и тем, кто сомневался в правильности проводимой насильственной коллективизации, применялись экономические и карательные меры.

Масштабы политических репрессий внушительны. Занимаясь составлением родословной, обнаружил, что по фамилии моего прадеда Хардина Филиппа Ивановича 1869 г.р., жителя деревни Сусеки, согласно книге «Жертвы политического террора в СССР», во всех республиках в т.ч. и РСФСР было репрессировано 20 человек по не столь редкой фамилии Хардины, при этом девять человек из Богородского района Кировской области.

Но непосредственно и официально политическим репрессиям был подвергнут другой мой прадед Рылов Степан Евлампиевич. В книге жертв политических репрессий Богородского района, размещенной на сайте Богородского района, имеется короткая запись«Рылов Степан Евлампиевич 1884 г.р., уроженец и житель д. Ключи Ошланского с\с Богородского района, русский, крестьянин, арестован 17.01.1933 года. Обвинялся по ст. 58 п11 УК РСФСР. СПО Вятского опер. сектора ПП ОГПУ Горьковского края 13 ноября 1933 г. дело производством прекращено, из-под стражи освобожден». Работая с архивами Богородского района, Кировской и Нижегородской областей удалось найти некоторые сведения о событиях того времени и непосредственно данное уголовное дело.

В деле около 130 страниц. Обвинялись девять человек Ошланского с\с: четверо из д. Боровляне — Лямин Михаил Филиппович 1875 г.р., Чермных Яков Иванович 1881 г.р., Лямин Михаил Иванович 1902 г.р., Чермных Роман И. 1898 г.р., Ашихмин Матвей Иванович 1881 г.р. из с. Ошлань, Токарев Дмитрий Иванович из д. Валки и двое из д. Ключи — Кропачев Александр Никитич 1893 г.р., Рылов Степан Евлампиевич. На Токарева Д. И. материалы выделили в отдельное дело и передали Богородскому райпрокурору, т.к. кроме общего обвинения припомнили нанесение побоев члену с\совета. Остальным предъявлено обвинение по ст. 58-10 в том, что они вели контр-революционную работу — агитацию против коллективизации и проводимых хозяйственно-политических компаний. Все фигуранты дела единоличники и в большинстве середняки.

Статья 58 в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года вступила в силу 25 февраля 1927 года для противодействия контрреволюционной деятельности. Общее количество репрессированных неизвестно, но общепринято, что их миллионы и сотни тысяч расстреляны. Ярлык «кулак» навешивался на более или менее, пусть даже и раньше, зажиточных, несдержанных на слово крестьян, а то и просто на тех, кому не повезло, и это означало лишение собственности, арест, высылку и страдания не только самому, но и всем родственникам.

В секретно-политическом деле собраны служебные записки чиновников, протоколы допросов, доносы, например, «с описанием взаимоотношений людей в д. Боровлянской Ошланского с\с — колхоз Октябрь». Много биографических данных и сведений о нравах, о  деятельности жителей и власти в Ошланском с\с и в Богородском районе.

Поводом для привлечения к уголовной ответственности явилось то, что на столбе в 500 метрах от д. Ключи кто-то повесил объявление. Через сутки, 05.12.1931 г., председатель колхоза д. Ключи Кропачев Пётр Прокопьевич объявление снял и отвез куда следует. И под это событие местные чиновники решили избавиться от всех неугодных. По кляузам дело завели, подозреваемых арестовали и отправили в Нолинск. Арестованные участие в написании и вывешивании объявления не признавали, а прадед хотя и служил с 1916 до августа 1917 г. в царской армии рядовым, в составе 124-го Сибирского полка воевал в Румынии, был неграмотным: не умел ни писать, ни читать.

Юридически дело не срасталось, и начальник Вятского опер. сектора ОГПУ утверждает постановление, что предъявленное вышеуказанной группе обвинение по ст. 58-11 УК в следственном материале не содержит признаков вражеской группировки и не имеет доказательств для привлечения их по ст. 58-11УК. Проведенным по делу расследованием не только вражеской группировки, а даже связи между обвиняемыми не установлено.

Обвинение по ст. 58-10 УК, т.е. антисоветская агитация, со стороны каждого из них в отдельности свидетельскими показаниями не подтвердилась, лишь несколько свидетелей указали, что обвиняемые по делу, к коллективизации и проводимым в деревне с\х компаниям были настроены отрицательно, однако конкретных фактов эта часть свидетелей и другие не могли привести. Автора объявления найти не смогли, арестованных освободили. Прадеда в дальнейшем выселили, через полтора года он вернулся больной чахоткой и в 1940 году умер.

В семье отобрали все имущество, и прабабушка ходила побираться, чтобы как-то прокормиться.

Но самое впечатлительное — это само объявление, написанное на листе из тетради печатными буквами с небольшими ошибками.
Объявление — 1931 год


«О том, что крестьяне рабы. Молитесь богу, скоро не будет ни колхозов ни коммун. Будите жить как и раньше жили, но скоро с вас спадет ударная работа и мука и гибель. Больше не будите работать на большобрюхих чиновников. Долой Советская власть, да здравствует молодой юный империализм епонеч. Долой совет. Но терпите хрестяне до лета, не ходите в колхозы, а у кого ум есть  дак выходите из коммун и из колхозов, а то конец и смерть будет. Да скоро коммунистам будет расстрел и вешельнича. Долой СССР, да здравствует молодой юный империализм».


Что это, пророческое предсказание, подсознательное понимание процесса развития по спирали или реализующаяся мечта?»

 

Сколько уже пришлось пережить народу от внешних агрессоров, внутренних разборок, переделов и реформ? Сколько уже проведено кампаний для того, чтобы хорошо жилось. Где грань между свободой выбора, подавлением меньшинства большинством, чиновничьим беспределом и государственной необходимостью? (написано 2015-10-30)

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости