Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия
  1. post
  2. Республика Карелия
Республика Карелия

Сомнительные цели. Почему к новой стратегии развития Карелии возникает много вопросов

Олег Реут

В конце 2018 года правительство Карелии утвердило стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года. Между объявлением о начале разработки этого документа и его принятием прошло всего три дня, публичные слушания не проводились. По имеющейся у автора информации, ее авторами стали ученые из московского кампуса Российской академии народного хозяйства и государственной службы. 

 

 

И сразу утвердили

26 декабря 2018 года правительство Карелия приняло постановление об утверждении порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития региона. В нем был описан порядок того, как сама стратегия должна быть составлена. Разработчиком документа было назначено Министерство экономического развития и промышленности Карелии. Предполагалось, что перед принятием стратегии состоится ее общественное обсуждение.

Но уже через три дня распоряжением правительства Карелии, подписанным главой региона Артуром Парфенчиковым, стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года была утверждена. Ее текста нет в системенормативных правовых актов Карелии, но копия документа (распоряжение от 29 декабря 2018 года № 899р-П) поступила в Законодательное собрание республики (есть в распоряжении «7x7»).

Очевидно, что сама стратегия была написана еще до принятия решения о ее разработке. Подготовка 200-страничного текста, содержащего анализ значительного объема статистических данных, требовала минимум месяца напряженной работы. Открытым остается и вопрос об авторах стратегии. В предыдущие годы всегда проводился конкурс, одним из обязательных условий которого была организация экспертных сессий и выездных площадок в районных центрах республики. Немаловажно и то, что подготовка стратегии — это прямые затраты республиканского бюджета. Обнаружить информацию о проведенном конкурсе, его победителе и финансовых условиях контракта не удалось. Трехдневный лаг между постановлением от 26 декабря и распоряжением от 29 декабря свидетельствует, что конкурсная процедура была формальностью, а контрактные условия были оговорены заранее.

 

Кулуарно

Обсуждение и редактирование стратегии проходило кулуарно, без привлечения представителей экспертных сообществ. По имеющейся в автора информации, ее разработчиком выступил коллектив исследователей из московского кампуса РАНХиГС. Взгляд со стороны чувствуется во многих положениях документа. Это неплохо работает в части критической оценки текущего уровня социально-экономического развития Карелии, но этого явно недостаточно в тех случаях, когда дело касается выхода за пределы сложившихся тенденций и паттернов.

В общих положениях указано, что «разработка приоритетов развития региона основана на выводах проведенных статистических исследований и на результатах проведенных глубинных интервью с экспертами и жителями». При этом отсутствует список приглашенных для интервьюирования экспертов. Оценить его полноту и достаточность не представляется возможным.

 

Отраслевые кластеры

Стратегия-2030 содержит краткий анализ результатов реализации предыдущих стратегических документов Карелии. Несложно предположить, что основной упор сделан на критике предыдущего документа, разработанного на период до 2020 года. Очевидно, что первый приоритет стратегии — усиление роли Карелия как приграничного региона на северо-западе России в экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии России со странами севера Европы и Европейского союза — сегодня выглядит больше идеалистичным, чем реальным. За последние десять лет основной вектор российской внешней политики перестал быть ориентирован на страны Евросоюза, режимы международных санкций и российских контрсанкций свели до минимума экономическое и научно-техническое сотрудничество Карелии с североевропейскими соседями.

Но если не погружаться в дискуссии о новом контуре международной кооперации российских приграничных территорий, то стоит обратить внимание на положение Карелии в сравнительной перспективе. Здесь оценки разработчиков новой стратегии довольно конкретны и неутешительны: «в сфере создания положительного инвестиционного имиджа в целом не достигнуты целевые показатели Стратегии-2020 по общему объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения […] регион остается на 61-м месте по инвестиционному потенциалу в Российской Федерации, на 72-м – по инвестиционному риску».

В Карелии не создаются условия для развития инновационной экономики и в целом для повышения ее структурного разнообразия: «целей диверсификации экономического сектора производственной специализации региона за счет создания конкурентоспособных отраслевых кластеров достичь не удалось».

Структура промышленного сектора Карелия в последние годы практически не изменилась. Более того, лесопромышленный кластер не перестроился на задачи увеличения глубины переработки леса, комплексного использования лесной продукции, решение проблемы недостатка сырья. В структуре отгруженной продукции обрабатывающей промышленности лесопромышленный комплекс продолжает преобладать. Только за период с 2010 года его доля выросла на 8,4 процентных пункта и составляет уже 63,8%.

В этих обстоятельствах совершенно алогичным выглядит базовое положение стратегического направления «Развитие экономики и предпринимательства», так как его целью является формирование четырех отраслевых кластеров — лесопромышленного, рыбохозяйственного, туристского и научно-образовательного.

Авторы стратегии признают, что кластерно-отраслевой подход не работает, но именно его и предлагают, а самый проблемный с позиций диверсификации региональной экономики лесопромышленный кластер ставят на первое место.

Варианты же формирования не отраслевых, а территориальных кластеров Петрозаводск-Кондопога, Сегежа-Надвоицы, Сортавала-Вяртсиля даже не рассматривались и не сравнивались между собой.

 

Санкции

Довольно противоречивыми выглядят оценки стратегии в плане анализа основных тенденций социально-экономического развития Карелии. Так, в частности, указывается на наличие больших возможностей для развития приграничной торговли и внешнеэкономической деятельности «при одновременном сохранении и ужесточении экономических и иных секторальных санкций со стороны зарубежных государств».

Но при этом со ссылкой на указ президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» самым благоприятным экономическим фактором признается «развитие экспортной деятельности благодаря диверсификации направлений поставок и отмены экономических санкций».

 

Рейсы

Новая стратегия не производит впечатление детально проработанной. Многие «стратегические приоритеты» лишь ориентируются на сложившиеся тренды в социально-экономическом развитии региона и исходят из того, что выявленные тенденции будут в той или иной степени продолжаться ближайшие 10-11 лет. Однако при обращении к деталям сразу выявляется нечувствительность к действительно важным положениям.

Так, например, в стратегическом направлении «Инфраструктура для жизни» есть раздел «Развитие воздушного транспорта», в котором есть мероприятие «увеличение объемов авиаперевозок пассажиров по маршруту Петрозаводск  Москва». Автор стратегии, скорее всего, не обратили внимание на то, что в республике нет своего собственного авиапредприятия, а такие перевозчики, как S7 Airlines и «Победа», оценивают рейс в Петрозаводск исключительно с позиций коммерческой выгоды. Первая компания с 12 января уже прекратила выполнение рейсов, «Победа» совершит последний 29 марта 2019 года.

Есть и еще одно мероприятие в «авиационном» разделе — «развитие воздушных перевозок на местных воздушных линиях». Но в настоящее время в Карелии кроме петрозаводского нет ни одного действующего аэропорта. Казалось бы, стратегия могла ориентироваться сперва на строительство аэропортов, но это входит в противоречие с директивой Министерства транспорта России об отказе от строительства любых аэропортов в радиусе 450 километров от имеющихся на Северо-Западе. По отношению к Петрозаводску в эту окружность помещается практически вся республика, но что более важно — перспективные для пассажирского авиасообщения направления: Костомукша, Кемь, Сортавала и Пудож.

 

Вместо вывода

И жителям Карелии, и региональным властям, наверняка, хотелось бы, чтобы стратегия социально-экономического развития республики была действительно инновационной и детально проработанной, заточенной на повышение качества жизни, масштабирование лучшего опыта социальной политики, внедрение человекоориентированного подхода к экономическому развитию территории. Но то, как «пластмассово» была выстроена вся работа, начиная с утверждения порядка разработки и корректировки стратегии, свидетельствует лишь о том, что карельское региональное стратегирование абсолютно неочевидно.

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Свежие материалы