Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Права человека
  1. post
  2. Права человека
Права человека

Дети мигрантов: право на образование

Андрей Бабушкин

Москва, Дом общественных организаций, 
25 февраля 2019 года 

Рекомендации круглого стола «Проблемы доступа детей мигрантов к образованию».

Право на образование является одним из прав гарантированных конституцией. Место человека в обществе, его судьба и способность сопротивляться жизненным трудностям во многим зависит от уровня образования, который имеет человек. 

Основными препятствиями доступа детей мигрантов к образованию являются: 

- положение абз. 10 и 13 п., 9 Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", предусматривающие дополнительное предоставление документа о том, что ребенок поставлен на миграционный учет со сроком действия 1 год, а также документ, подтверждающий родство ребенка и родителей; 
- невозможность записаться для поступления в школу иначе, чем через портал гос. услуг; при этом электронная программа не воспринимает адрес миграционного учета, как адрес места регистрации учащегося; 
- отказ в приеме в школу под предлогом того, что ребенок не проживает вблизи школы; 
- у детей мигрантов требует СНИЛС, которого у них нет; 
- исключение из школы или отказ в переводе в следующий класс под предлогом того, что у ребенка отсутствует миграционный учет вблизи школы; 
- перевод на класс ниже под предлогом плохого знания русского языка; 
- п. 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования", который предусматривает получение медицинской справки, полученную по месту регистрации ребенка, однако дети мигрантов такой регистрации не имеют; 
- Постановление Правительства Московской области создает препятствия для приема в детские дошкольные учреждения детей, находящихся на территории области на основании миграционного учета. 

В наибольшей степени с нарушаем доступа к образованию сталкиваются дети из киргизских семей. 

Хотя 15 тысяч мест для получения высшего и дополнительного профессионального образования выделено для обучения на бюджетной основе иностранных студентов, таких студентов обучается от 6 до 13 тыс. человек в год, так как от иностранных студентов скрывают их право на перевод в рамках этой квоты на бюджетные места. При этом при 80- процентной успеваемости студенты имеют право на перевод с платной формы обучения на бесплатную.

Основными формами нарушения прав иностранных студентов является: 

- отказ в выдаче вузом ходатайства о продлении регистрационного учета на срок обучения; при этом и образовательное, и миграционное законодательство требует для продления регистрации ходатайства вуза; 
- отказ в выдаче вузом ходатайства о переводе на бюджетную форму обучения; 
- обман студентов со стороны вуза (пример: негосударственный гуманитарный университет); 
- преследование студенток в связи с ношением ими хиджаба (постановка незачета); 
- необоснованный перевод на контрактное обучение с бюджетного (РГСУ); 
- нарушение возможности дальнейшего обучения при наличии полиса ДМС от компании, не аффелированной с вузом; 
- случаи неоказания медицинской помощи по полису ДМС; 
- отчисление студентов после первого года обучения за незнание русского языка; 
- требование патента при устройстве на предприятие для прохождения неоплачиваемой практики; 
- дискриминация при вступлении в российское гражданство выпускников российских вузов. 

Данная практика противоречит разъяснениям Верховного Суда РФ. 

Участниками обсуждения отмечается хорошее отношение педагогов школ Владимирской области к детям мигрантов, пресечение ими конфликтов на национальной почве. 

По итогам обсуждения рекомендуется: 

1) Департаменту образования г. Москвы доработать портал для записи детей, предусмотрев, что может указываться, как адрес регистрационного учета ребенка, так и адрес миграционного учета мигрантов, а также предусмотреть возможность вне портальной записи учащихся, которые находятся в нестандартной ситуации. 
2) Министерству образования: 
- создать горячую линию по вопросу отказа в приеме учащихся –мигрантов в образовательное учреждение; 
- внести необходимые Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" и в приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части защиты интересов детей-мигрантов. 
3) Министерству образования Владимирской области обеспечить прием детей мигрантов в школы вне зависимости от места их регистрационного учета.
4) Федеральному законодателю: 
Внести изменения в законодательство, предусмотрев, что выпускникам российских вузов, окончившим на хорошо и отлично, предоставлять РВП или вид на жительства вне квоты. 
5) МВД РФ внести изменения в п.п. 22-25 приказа № 933 от 2017 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», предусмотрев, что при отчислении иностранного гражданина с учебы ему для выезда предоставляется 15 дней, кроме срока обжалования решения об отчислении из образовательного учреждения. 

Исп. Бабушкин

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости