Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Ямало-Ненецкий АО
  1. post
  2. Ямало-Ненецкий АО
Ямало-Ненецкий АО

«Песни у большого забора». О визите музыкальной группы «Аркадий Коц» в Екатеринбург

Гиорги Малания

В этот день в отдельно взятом уральском городе был явлен пример того, как текущая действительность с присущими ей общественными отношениями порождает определенную культуру. А поскольку массовая культура сейчас всё более становится купленной официальным мейнстримом (что было продемонстрировано в том числе в ситуации вокруг сквера у Драмы), закономерно возникает альтернативная культура, которая пока еще концентрируется в не строго, но определенных общественных кругах. Но в силу своей ориентированности на трудящееся большинство, эта контркультура рано или поздно должна будет выйти на более широкую аудиторию, создав собственную гегемонию, то есть став культурой большинства. 

Кроме того, этот день показал, что даже несмотря на страшную атомизацию российского общества, в нем ещё есть место солидарности, для которой не существует расстояний даже в тысячи километров.

Подробнее читайте в моём репортаже о визите музыкальной группы «Аркадий Коц» в Екатеринбург. 

Ещё раз спасибо вам, Кирилл и ребята! Вы сделали наш сквер чуть более уютным, и надеюсь, что нашими совместными усилиями он останется таким навсегда.
 

Около пяти часов дня сквер у Драмы, ставший за последнюю неделю «горячей точкой» уральской столицы, постепенно стал наполняться людьми. Но сегодняшний протест прозвучит не выкрикиванием лозунгов в сторону полицейских и городских властей, а акустическими мотивами рок-н-ролла и кантри. Однако повод все тот же: сопротивление неравнодушных горожан вырубке зеленой зоны под строительство храма.

Оппозиционная активистка Елена Парий (в жёлтой куртке).

«Гражданский протест рождает фольклор, — рассказывает пришедший сюда депутат гордумы Константин Киселёв стоящим перед ним троим парням. — В первый день, когда сломали забор, то шутили о стоявшей за ним палатке, что там лежат яйца кощея и что там «складируют опиум для народа»… Или вот про кордон ОМОНовцев в шлемах шутили: «Это проспект Космонавтов [1]».

Депутат Екатеринбургской городской думы Константин Киселёв.

Слушатели смеются, а парламентарий констатирует: «Ну не убить такой народ, понимаете!». Затем он благодарит своих собеседников за приезд. Потому что эти трое ребят — музыканты московско-питерской группы «Аркадий Коц», которые приехали сегодня в Екатеринбург поддержать его жителей, неравнодушных к угрозе исчезновения ещё одной зеленой зоны в городе с и так не безупречно чистым воздухом. Инициатором визита выступили местные активисты Российского социалистического движения (РСД), членами которого являются и сегодняшние гости столицы Урала.

Группа «Аркадий Коц». Слева направо: Николай Олейников, Кирилл Медведев, Олег Журавлёв.

Небо, с самого утра то проливающее на город дождь, то осыпающее его легким снегопадом, вдруг начинает проясняться, и лучи солнца дают надежду на то, что в течение следующего часа тепло здесь будет не только от мелодичных мотивов и неугасающего протестного огонька протестующих.

«Происходящее здесь в последние дни волнует не только жителей Екатеринбурга, — обращается к собравшимся один из музыкантов Николай Олейников. — Это огромная сеть солидарности, и только географические причины не позволяют многим присоединиться к вашему протесту».

Затем начинается концерт. Первым номером звучит песня «Земля для нас с тобой».

… Но вдруг увидел большой забор я 
И надпись "Частная территория". 
Там написать я решил по-своему: 
"Это земля для нас с тобой"…

Не в бровь, а в глаз: общая для всех земля, будь то в городе, стране или на целых континентах, присваивается узким кругом лиц. Будучи отчужденным от средств производства жизненных благ, можно ли не быть отчужденным и от той земли, которую называешь «своей»? Это и в то же время уверенность, что «это наш город» и наша земля, собирает «простых людей» здесь, возле того самого большого забора, очертившего территорию произвола бизнеса, властей и церковной верхушки.

А после такого «манифеста» защитников «своего» впору вспомнить… об Иисусе Христе.

Должен сказать, что мы с ребятами из группы, гуляя перед концертом по набережной Исети, коснулись в разговоре темы религии, в частности христианства. Выяснилось, что нас, помимо членства в одном движении, объединяет также симпатия к теологии освобождения [2] и намерение продвигать её в российских христианских кругах. И звучащая сейчас «Песня про Иисуса» как раз отражает то самое восприятие центральной фигуры христианства как не только духовного, но и революционного образа, несовместимого с фарисейством, алчностью и лицемерием, которое Он обличал в Свое время и которое мы наблюдаем в других формах сейчас в нашей стране и в нашем городе, из-за чего мы, собственно, все собрались здесь.

Иисус всю страну исходил поперек,
Не боялся он ничего.
Он учил всех богатых делиться добром,
И свели в могилу его.

Так начинается кавер на песню «Jesus Christ» американского кантри-певца Вуди Гатри.

Я пою эту песню в стране, где живут
Богачи, попы и рабы.
Так что если б Иисус проповедовал тут,
Его также распяли бы.

Действительно, ведь Христа, отождествившего Себя не с сильными мира сего, а с труждающимися и обременёнными [3], казнили не безбожники, а ревностные верующие люди, поборники традиций и благочестия, как они его понимали.

Пока чуть поодаль, на площадку у фонтана начинают сходиться на молебен сторонники строительства храма, группа «Аркадий Коц» вместе с защитниками сквера подходит к тому самому забору, которым ограждена территория предполагаемого строительства.

Давай разрушим эту тюрьму,
Здесь этих стен стоять не должно.
Так пусть они рухнут, рухнут, рухнут,
Обветшавшие давно…

Так звучит каталонский финальный аккорд солидарности жителей уральской столицы и её гостей.

Пока в течение некоторого времени музыканты раздают автографы благодарным екатеринбуржцам, мы, местные активисты РСД, посовещавшись, решаем продолжить душевный вечер в более теплом месте. В итоге вместе с нашими гостями и товарищами идем в бар, где, собравшись вокруг объединенных столиков, поднимаем тост за встречу и продолжаем общение в неформальной обстановке.

Вслед за депутатом Киселёвым, говорившем о фольклоре как порождении гражданского протеста, хочется сказать, что в этот день в отдельно взятом уральском городе было явлен пример того, как текущая действительность с присущими ей общественными отношениями порождает определенную культуру. А поскольку массовая культура сейчас все более становится купленной официальным мейнстримом (что было продемонстрировано в том числе в ситуации вокруг сквера у Драмы), закономерно возникает альтернативная культура, которая пока ещё концентрируется в не строго, но определённых общественных кругах. Но в силу своей ориентированности на трудящееся большинство, эта контркультура рано или поздно должна будет выйти на более широкую аудиторию, создав собственную гегемонию, то есть став культурой большинства.

Кроме того, этот день показал, что, даже несмотря на страшную атомизацию российского общества, в нем еще есть место солидарности, для которой не существует расстояний даже в тысячи километров.

Примечания:

[1] Проспект Космонавтов — улица в северной части Екатеринбурга, в Орджоникидзевском районе. Является границей двух промышленных микрорайонов — Уралмаша и Эльмаша.

[2] Теология освобождения — христианская школа теологии, имеющая католическое и латиноамериканское происхождение, ставящая во главу угла идею об уничтожении эксплуатации человека человеком как необходимое условие для исполнение заповеди Христовой о любви к ближнему и заботе об угнетённых.

[3] Цитата из Библии: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Матф. 28:29).

Оригинал

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости