Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми

Вычегда. А что в верхнем течении?

Иван Иванов

Межрегиональное общественное движение "Комитет защиты Вычегды", созданное в январе 2019 года в Урдоме, в основном занималось главной бедой Архангельской области и Республики Коми в настоящее время - противодействию незаконному строительству мегаполигона на станции Шиес.

Но Вычегда огромная, поэтому мы идем до истоков. В информационном пространстве немного информации. Напрашивается вывод, что либо там все хорошо, либо всё уже безнадёжно (что никто ни на что не надеется). 

Фото с сайта 

Усть-Куломский район. Родина моего отца. Когда Карманов Николай Николаевич позвал меня пообщаться с лесопромышленниками, я конечно, согласился. Что известно? По арендованным лесным участкам визуально преобладает АО "Монди СЛПК" (зеленый цвет на карте).

Геопортал Республики Коми - природно ресурсный потенциал

История о ликвидации последствий лесосплава. АО "Монди СЛПК" занималось сплавом на Вычегде с 2001 по 2015 год (как я услышал). И основная проблема (о чём говорят местные жители), конечно, загрязнение русла реки топляками, металлом (баржи и прочее), обезрыбливание. 

Встреча состоялась в Усть-Куломе 23 июля 2019 года. Но речь шла только о ликвидации так называемых "плодбищ" - участки на берегу реки, где формировались плоты. 

Встрече предшествовала обследование местными жителями участков берега Вычегды и переписка с  АО "Монди СЛПК" и чиновниками.

Запись встречи:

протокол

Ну и некоторые примеры о каких нарушениях идет речь (все фото предоставлены Кармановым Николаем):

Визябож

И еще много тросов 

Мыёлдино

Немская 1 и Немская 2

Я так понимаю, это рекультивированная территория, но видно что отходы и металл просто закопаны.

По самой встрече: конечно, на фоне "диалога" по Шиесу, диалог с АО "Монди СЛПК" все-таки существует.

Наверно, лично мне выводы какие-то делать пока рано без должного погружения в тему, но что я почувствовал: думаю,  АО "Монди СЛПК" все-таки для южных районов Республики Коми - "священная корова"  - это, на мой взгляд, присутствует в ответах чиновников. Но параллель с Лукойлом в Усинске наверно будет не уместна. По крайней мере, уважение к коренному населению я почувствовал. Время покажет.

И, наверно, для взаимодействия с АО "Монди СЛПК" общественникам необходимо ознакомиться с условиями FSC- сертификации. Считаю, этот механизм пока местными жителями не используется. 

И, вернемся к тому, что в большЕй степени вызывает опасение.

2017 год. Акт обследования. Авторы - Николай Карманов и Василий Напалков.

Фотоотчет

Промышленные и дорожно-транспортные объекты инфраструктуры, вышедшие из строя. Отходы производства и потребления.

Объект: - река Вычегда от с. Вольдино до с. Усть-Кулом

Дата обследования с 13.08.2017г. по 15.08.2017г.

Метод обследования: Визуальное наблюдение акватории и водоохраной зоны реки при сплаве. Фиксирование объектов на фотоаппарат и отмечание точек визуального наблюдения на GPS приемник.

Цель: Выявление объектов загрязнения и засорения реки Вычегда.

Основание: Общественный экологический контроль. 

Объект №1 на 13.08.2017 г.

«Мертвяк» и трос. (62º12'16,5"/54º11'13,3").

Объект №2 на 13.08.2017 г.

Остатки запани (62º11'58,5"/54º11'11,22")


Объект №3 на 13.08.2017 г. Остатки запани или пристани (62º08'15,9"/54º14'43")

Объект №4 на 14.08.2017 г.

Вышедшая из строя баржа (62º06'34,3"/54º15'30")

Объект №5 на 14.08.2017 г.

Недостроенный мост (62º06'34,3"/54º15'30")

Объект №6 на 14.08.2017 г.

Остатки баржи (61º57'35,3"/54º22'50,3")

Объект №7 на 14.08.2017 г.

Остатки баржи (61º57'21"/54º22'34,3")

Объект №8 на 14.08.2017 г.

Баржа на плаву (61º53'12,7"/54º29'02,3")

Объект №9 на 14.08.2017 г.

Затонувший плашкоут (61º44'19,5"/54º54'58")

Объект №10 на 14.08.2017 г.

Остатки запани (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №11 на 14.08.2017 г.

Затонувшая баржа (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №12 на 14.08.2017 г.

Троса (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №13 на 14.08.2017 г.

Остатки бон (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №14 на 14.08.2017 г.

Плашкоут (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №15 на 14.08.2017 г.

Плашкоут (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №16 на 14.08.2017 г.

Плашкоут (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №17 на 14.08.2017 г.

Троса (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №18 на 14.08.2017 г.

«Мертвяки» (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №19 на 14.08.2017 г.

Троса (61º45'00,1"/54º54'59,5")

Объект №20 на 14.08.2017 г.

Вышедшая из строя наплавная конструкция (61º35'54,4"/54º49'17,6")

Объект № 21 на 14.08.2017 г.

Вышедшая из строя наплавная конструкция (61º35'54,4"/54º49'17,6")

По указанным данным были обращения. Есть ответы Сыктывкарской природоохранной прокуратуры, МПР Республики Коми, Росприроднадзора по РК, но, по факту, указанные в фотоотчете нарушения, актуальны до сих пор.

И главный вопрос - возмещение вреда водным биоресурсам. То есть, зарыбление реки Вычегда.

Есть основания полагать, что лесопромышленники задолжали местным жителям мальками. Будут запросы.

Вот такое получилось начало. Я думаю, "Комитет защиты Вычегды" ждет большая работа в верховьях. Ну как только от свалки в Шиесе отобьемся. 

Комментарии (12)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Алексей.
03 авг 07:25

Считаю что металлолом и старый лес по минимуму не вредят экологии. Что касаемо "Монди", и вырубки леса кем бы то ни было, это вопросы острые, но в нынешней политической парадигме нерешаемые.Да, а лесопромышленники задолжали местным далеко не мальками, скорее Золотой рыбкой.

03 авг 13:54

возможно речь идёт о 10 млн. мальках. Их физически столько в Коми не производят

Логика
03 авг 13:26

Похоже, что общественники хотят развести Монди. Все эти тросы и запани никакого отношения к ним не имеют - это "принадлежности" молевого сплава, а Монди сплавляло лес только пучками и по большой воде. "Баржи" - это брошенные паромы и части наплавных мостов - наследие советской бесхозяйственности.

03 авг 13:46

Конечно развести. На мальков. Восстановленный лес и чистые реки. Я недавно в теме, много новых терминов слышал, но не слышал "пучки". Просветите.

живу я здесь
03 авг 16:23

ПУЧОК-сплоточная еденица, состоит из объвязанных проволокой или борткомлектами сортиментов (пиловочника-по заказанному диаметру и по длинам(4.1, 5.0 или 6.0м), породе-сосна-ель- лиственница. фанберёза, фансосна, балансы лиственные(береза, осина), ель, хвоя и т.д, вплоть до дровянной)). Объёмом 10-12 кубов. ПУЧКИ укладываются в секции, а группа секций охваченная контуром оплотниками, бортовыми лежнями, а с переди и с сзади, специально устоенными из пучков хвойной породы и брустверами конструкциями делают головки плота, за которые буксиры и тянут плоты. Объём 1 плота 10-15 тыс. кубометров (или 500 лесовозов трёхпачковых) Буксирует плот габаритами:( ширина-42 метра, длина-300-350 метров) один плотовод и контрольный буксир на хвосте. За 2-2.5 суток плот доставляется из верховьев Вычегды до Эжвы, без всяких последстий для природы, дорог и в 5-7 раз дешевле, чем колёсным транспортом.

Алексей.
03 авг 14:00

Логика как раз в том, что этот хлам в том или ином формате был юридически связан с Монди в следствии покупки активов наподобие "Эжвалес".Да, Монди как раз не особо разведёшь,они Москву кормят.

живу я здесь
03 авг 14:07

Монди правоприемник,бывших Помоздинског, Тимшерского, Усть-немского, Пруптского леспромхозов и УСТЬ-КУЛОМСКОЙ СПЛАВНОЙ КОНТОРЫ, со всеми их лесфондами, лесными дорогами, нефтебазами, гаражами, сплавной инфастуктурой и объязательствами. Монди оформляло официально договора, аренды на использование сплавной инженерной инфастуктуры, а также территорий под перевалку запасов древесины. ВСЁ ОГОВОРЕНО и ПОДПИСАННО, также с федеральными структурами на использование акватории р. ВЫЧЕГДА за денежки, конечно. Последняя навигации была в 2015 году прошло 4 года,кое-что убрано в верховьях, а от Визябожа до Бессоновской курьи полная беспечность безобразие твориться на берегах и в русле федеральной реки ВЫЧЕГДА. Пусть МОНДИ ЗАЧИСТИТ,как в Австрии или ГЕРМАНИИ места ими используемые ранее честь им и хвала и НИКАКОГО РУССКОГО РАЗВОДА, а халява не по КОМИ.

живу я здесь
03 авг 16:42

Для сведения: Архангельская область нарастила объёмы доставки древесины водным транспортом в навигацию 2019 года долее, чем на 30% что составляет более 780 тысяч кубометров. РЕКИ В КОМИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ и люди на реках тоже. КОМИ из покон веков кормились рекой.

Зырян-язычник
04 авг 07:40

Самый главный миф это то, что сплав древесины уничтожил рыбу в Коми реках.
На самом деле причина безрыбья Коми рек в варварском вылове рыбы коммунистами СССР. Для прокорма голодных хомосоветикусов в 1960-1970-х годах.
Для вылова рыбы коммунисты перекрывали сплошными сетями реки и вылавливали рыбу ПОДНОЛЬ.

Реки и сейчас принадлежат московским федералам, а потому никто из местных не в силах даже углубить участки реки или даже вывезти металлолом с реки без дозволения масквы.


А когда-то зыряне возили рыбу на продажу в Архангельск и даже в европу на своих КОЧах по рекам-дорогам....
А в начале 20-го века до нашествия большевиков правый берег Двины и вовсе был коми-зырянским.

живу я здесь
06 авг 16:32

По берегам реки Вычегда (по коми ЭЖВА) и её притокам проживает более 3/4 населения КОМИ РЕСПУБЛИКИ и, наверное, всем НАМ не безразлично состояние её берегов, русла, стариц, чистота её вод и КРАСОТА,ЛАНШАФТОВ её окружающих. Отношение к ВЫЧЕГДЕ, другим рекам КОМИ и их притокам и истокам, есть показатель отношения к НИМ, как нас ГРАЖДАН, так и ПРАВИТЕЛЬСТВА и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (в коммерческих, туристических, познавательны, воспитательных и других полезных целях). Всвязи с этим межрегиональному движению " КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ ВЫЧЕГДЫ" желаю принципиальности, настойчивости, открытости и целеустремленности в достижении задачи по СОХРАНЕНИЮ ВЫЧЕГДЫ и её притоков, даи других рек и озёр, как важной народохозяйственной артерии жизни КОМИ НАРОДА и всем небыть равнодушными к тому, что сейчас там твориться. и ПРИРОДА отблагодарит, а если ничего не делать и сдаться обстоятельствам, то ПРИРОДА будет наказывать, потому, что человек безсилен против разгневанной ПРИРОДЫ и её ТАЙН.

А что с мостом?
07 авг 16:55

Мост тоже монди не достроил?

Притом
07 авг 17:50

А для чего мост начинали строить? Не для того, чтобы осчастливить зырян, а чтобы больше вывозить лес автотранспортом.

Последние новости