Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Смоленская область
  1. post
  2. Смоленская область
Смоленская область

Знакомиться с произведениями культуры прошлого стоит крайне вдумчиво, с учетом исторического контекста

Татьяна Бородай

У меня тут на днях было небольшое озарение. Подруга назвала спектакль "Все о Еве" феминистичным (через запятую с "Дрянью" и "Йермой"), и я поняла, что для сторонней наблюдательницы часто нет разницы между "здесь главная героиня — женщина" и "это феминистская постановка, которая освещает стоящие перед женщинами социальные проблемы". А между этими явлениями может просто пропасть пролегать — и чем старше произведение, тем вероятнее, что пролегает.

Увы, несмотря на то, что сценарий "Все о Еве" основан на рассказе писательницы Мэри Орр, ничего феминистичного там я не вижу (да, не все, что делают женщины, феминистично, а если кто не верит, призываю в свидетели Елену Мизулину). А вижу я в этом спектакле отыгрывание всех моих любимых мизогинных стереотипов: "женский коллектив — клубок змей", "женщины или дурочки, или коварные лживые создания", "женской дружбы не существует", "нельзя доверять приятельницам, они уведут твоего мужчину", ну и конечно "карьера не согреет тебя ночью, главное — это выйти замуж". Прямо чувствуется, что на дворе был 1950-й, до Второй волны еще жить и жить. (Для ясности: я понимаю, что в основе сюжета лежит реальный случай, но на мой взгляд, количество женщин, манипуляциями добившихся успеха, существенно меньше тех, кто подвергались дискриминации в учебе и на работе. "Скрытые фигуры" мне больше говорят о жизни женщин в обществе, чем эта песнь о психопате.

Наверно, в качестве вывода тут должно быть что-нибудь о том, что произведения культуры чем дальше в прошлое, тем более дремучи и патриархальны, и знакомиться с ними стоит крайне вдумчиво, с учетом исторического контекста. А то классическая драматургия может оказаться в положении троянского коня, который протаскивает в наши дни архаичные взгляды своих авторов. Но поскольку это требует порядком сил и времени, иногда я для себя просто делаю зарубку на память "это больше не смотреть" и стараюсь следить за тем, что сейчас выпускают современные авторессы. Так что если и выбирать в репертуаре TheatreHD что-то феминистичное, лучше я на "Дрянь" Фиби Уоллер-Бридж пойду. У меня на ее счет хорошее предчувствие.

Оригинал
 

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости