Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Васька? Террорист? Да вы что!» В Пензе допросили родителей еще троих фигурантов по делу «Сети»*

«Васька? Террорист? Да вы что!» В Пензе допросили родителей еще троих фигурантов по делу «Сети»*

Екатерина Герасимова
Фото Михаила Ивановского
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Приволжский окружной военный суд на выездных заседаниях 3 и 9 июля в Пензе допросил родителей еще троих фигурантов по делу о террористическом сообществе «Сеть»* — супругов Иванкиных, Кульковых и Куксовых. В июне судьи допрашивали мам Дмитрия Пчелинцева, Ильи Шакурского и Армана Сагынбаева. Что рассказали родители о своих детях суду и гособвинителям — в репортаже «7х7».

«Мы воспитывали сына патриотично»

Супругов Аллу и Алексея Куксовых суд допрашивал 3 июля. Куксовы живут в городе Сердобске, в 100 километрах от Пензы. Мама Василия Куксова работает концертмейстером в муниципальном центре детского творчества, отец ― пенсионер и увлеченный дачник. По их словам, сын рос общительным ― в доме всегда была «полная “"прихожка” сандалий". До того, как он стал веганом, увлекался рыбалкой, компьютерными играми, часто ходил с отцом в лес ― дача Куксовых стоит в 50 метрах от леса. Страйкболом и оружием, по их словам, Василий не увлекался. Следствие, напомним, считает, что фигуранты дела «Сети» на тренировках по страйкболу отрабатывали подготовку к терактам и занимались вербовкой.

― Я его [Василия] воспитал порядочным человеком, редкой доброты. Оказывается, в наше время это не котируется, ― сказал Алексей Куксов суду.

Василий окончил Пензенский государственный аграрный университет по специальности инженера, работал на компрессорном заводе и в частной фирме. До ареста выступал на концертах в группе, писал музыку и стихи: (имеет общее музыкальное образование по классу фортепиано). По словам родителей, у сына была грамота за патриотизм и песню «Родина»: он получил ее на межрегиональном фестивале авторской песни «Хопер».

Алла и Алексей Куксовы с адвокатом Александром Федуловым (в центре). Фото Екатерины Герасимовой

― Мы его воспитывали патриотично. Противозаконным он ничем не увлекался и ничего такого не делал, ― добавила к своим показаниям Алла Куксова.

Она подтвердила суду, что сын увлекался анархистскими и антифашистскими взглядами. Его книгу ― автобиографию революционера-анархиста Петра Кропоткина, которая лежала дома, ― она тоже прочитала. Родители несколько раз обратили внимание суда, что сын «не столько увлекался анархизмом, сколько проявлял интерес».

― Я ничего плохого в этом не вижу. Он просто любознательный, ― сказала мать.

Политику в семье никогда не обсуждали: обвинение, по их мнению, не имеет никакого отношения к их сыну.

― Я не знаю, откуда к нему, вообще, прилепили этот терроризм. У нас в Сердобске все удивляются: «Васька? Террорист? Да вы что!» С какого х… они это взяли? ― сказал Алексей Куксов.

«Наверное, я переборщил с разговорами»

Родителей Михаила Кулькова ― Елену Самонину и Алексея Кулькова ― допросили на заседании 9 июля. У них небольшой бизнес (ИП) в Пензе, отец Михаила увлекается охотой. Сын, с его слов, интереса к оружию и дикой природе никогда не проявлял.

― Младший ребенок и то больше увлекался оружием, ― подтвердила позже показания супруга Елена Самонина.

Елена Самонина. Фото Михаила Ивановского

До 22 лет Михаил жил с родителями. Отец сказал, что сын учился в школе «не очень», но проблем не было. Выпускник музыкальной школы по классу скрипки, увлекался паркуром. Окончил Пензенский торгово-экономический техникум по специальности «повар-технолог», служил в армии на границе с Монголией в городе Кяхта (Бурятия), был связистом. После армии вернулся в Пензу, работал в заведениях общепита и мечтал открыть свой ресторан быстрого питания. Незадолго до ареста, по словам матери, Михаил получил свидетельство ИП, говорил, что нашел место для «шаурмячной» и собирался ехать за оборудованием.

После того, как Михаила Кулькова задержали по подозрению в распространении наркотиков 1 апреля 2017 года, у его родителей прошел обыск. После задержания Михаил объяснил родителям, что признал вину, потому «что так было надо». Около трех недель он сидел под домашним арестом, а потом сбежал. По словам отца, за время домашнего ареста он часто разговаривал с сыном о случившемся:

― Он очень сожалел о своем поступке. Я переборщил, наверное, с разговорами ― каждый день его воспитывал.

Алексей Кульков. Фото Михаила Ивановского

По словам родителей, до 4 июля 2018 года сын не выходил с ними на связь. Когда его задержали, им позвонили. Политикой, по словам родителей, Михаил не увлекался:

― Это не наш конек. Мы никогда не говорили ни о какой политике.

Следователь Валерий Токарев допросил родителей Кулькова 8 мая 2018 года. По словам Елены Самониной, во время допроса он использовал наводящие вопросы, а в протоколе допроса ― свободные формулировки. Обвинение вменяет Кулькову роль медика в сообществе «Сеть»*. Мать сказала на суде, что он не знал, какую таблетку выпить от головы и боли в горле.

«Оружие он приобрел, а увлечься не успел» 

Максим Иванкин рос в частном доме в село Бессоновка (в семи километрах от Пензы). Семья жила вместе с бабушкой: по словам родителей, сын с уважением относился к старшим и соседям. В материалах дела есть характеристика участкового, в которой содержатся сведения о конфликтах Максима с соседями. Родители сказали, что она не соответствует действительности.

Мать Татьяна Иванкина работает у ИП, отец Сергей ― охранником в АО «Пензкомпрессормаш». Максим Иванкин, так же, как и Михаил Кульков, окончил Пензенский торгово-экономический техникум по специальности «Повар-технолог», служил на Северном флоте. В школе и техникуме увлекался литературой, читал «Мастера и Маргариту», был ведущим КВН. После армии Максим не мог устроиться на официальную работу: по словам отца, «подрабатывал там, где платили деньги».

Максим Иванкин (слева) и Дмитрий Пчелинцев. Фото Екатерины Герасимовой

― Как в народе говорят, «полы мыл». Сейчас сразу мало кто устроится, ― пояснил Сергей Иванкин.

По словам родителей, сын уходил в туристические походы с ночевкой ― часто мог уйти в лес один. В начале 2017 года Максим официально зарегистрировал охотничье ружье «Сайга»: со слов отца, охотой не сын занимался, «просто заинтересовался оружием». Максим, сказал Сергей Иванкин, взял с собой ружье только однажды ― когда ездил в стрелковый тир «Светлая поляна» в селе Чемодановка (в 20 километрах от Пензы).

― Оружие он приобрел, а увлечься не успел, ― пояснила мать. ― Зачем приобрел ― не пояснял. Но, по-моему, это у нас не запрещено.

С 1 апреля 2017 года Максим был под подпиской о невыезде ― его задержали подозрению в распространении наркотиков. Свою вину он отрицал. Попросил денег на новый телефон «для связи со следователем», ушел из дома и не возвращался. На связь с родителями до задержания 4 июля 2018 года он, как и Михаил Кульков, не выходил.

После задержания в июле Кулькову и Иванкину сказали, что, кроме незаконного сбыта наркотиков, они подозреваются в принадлежности к террористической организации «Сеть»*.


Дело о террористической организации «Сеть»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года. Весной 2018 года родители задержанных объединились в сообщество «Родительская сеть», чтобы защитить своих детей и донести до общества информацию о пытках обвиняемых.

Первая пресс-конференция родителей прошла 17 апреля 2018 года в Москве, в Сахаровском центре. В этот же день родители встретились с уполномоченным по правам человека при президенте России Татьяной Москальковой и передали ей информацию об условиях содержания всех арестованных по делу «Сети»* и документы, подтверждающие применение пыток к их детям.

После огласки в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нью-Йорке, Кракове, Варшаве, Берлине, Мальмё, Париже прошли акции солидарности с арестованными. 28 октября 2018 года акции в поддержку заключенных по делу «Сети»* прошли во многих городах России. Главная акция на Лубянской площади Москвы собрала около 500 человек.

*"Сеть" — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
19 декабря 2023
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Что делать с книгами Акунина после внесения писателя в список террористов и экстремистов?
Мнение
12 ноября 2023
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Жители поселка Калевала выступили против строительства жилья на берегу озера Среднее Куйтто
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Пензенская областьПыткиРепрессии