Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Оставь надежду. Как сбор подписей избирателей превратился в непреодолимый барьер для оппозиции на российских выборах

Оставь надежду. Как сбор подписей избирателей превратился в непреодолимый барьер для оппозиции на российских выборах

Процедура сбора подписей
Борис Надеждин / Telegram
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Единственный антивоенный кандидат в президенты России Борис Надеждин может не пройти регистрацию в Центральной избирательной комиссии РФ. Как выдвиженцу от непарламентской партии ему нужно было сдать 105 тыс. подписей россиян в свою поддержку. Он это сделал, но рабочая группа Избиркома посчитала недействительными 9 209 подписей. Число брака составило больше 5% — максимально допустимого значения. Надеждин и его команда получили время до 8 февраля, чтобы доказать подлинность собранных подписей. В обзоре — как российские избиркомы используют инструмент подписей, чтобы устранять неугодных системе кандидатов и кто виноват в забракованных документах Бориса Надеждина.

Искусственный барьер для оппозиционеров

Практика сбора подписей избирателей для регистрации кандидата на выборы существует в разных странах. Но в России этот инструмент извращен административным ресурсом (то есть провластным кандидатам помогают собирать подписи чиновники - так было со сбором подписей за Владимира Путина в текущей президентской кампании), предвзятостью избирательных комиссий и других органов, которые работают на государство, считает руководитель аналитической группы движения «Голос» Станислав Андрейчук.

Признать подписи недействительными - значит не дать кандидату участвовать в предвыборной кампании и претендовать на выборную должность. Это удобно, если кандидат представляет оппозицию действующей власти. Формально выглядит так, будто он не выполнил требования закона. Но по факту это искусственный барьер, который почти невозможно преодолеть даже при условии, что политик смог собрать нужное количество подписей.

В 2015–2016 годах избиркомы не пропускали на выборы кандидатов от партии “Парнас”, в числе сопредседателей которой были политики Борис Немцов (убит в Москве в 2015 году) и Михаил Касьянов (внесен в список “иностранных агентов”). “Парнас” продвигал себя как партия в оппозиции действующей власти Путина. Из-за этого в 2015 году ее выдвиженцы в Новосибирской и Костромской областях не дошли до дня голосования, а в 2016 году избиркомы сняли с выборов всех кандидатов в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В частности, комиссия отказала в регистрации активисту Даниилу Кену, собравшему более 5 тыс. подписей. Он пытался доказать, что подписи подлинные, но его жалобы не стали рассматривать.

Члены избиркома могут решить, что подписи за кандидатов принадлежат мертвым людям. Так было на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Тогда до выборов не были допущены, в частности, политический деятель Любовь Соболь, директор “Фонда борьбы с коррупцией”* Иван Жданов и политик Дмитрий Гудков.

Сторонники оппозиционера Алексея Навального сталкивались с тем, что недействительными без объяснений признавали подписи даже знакомых им людей. В 2020 году на выборы в гордуму Тамбова не прошли четверо сотрудников местного штаба Навального*. Кандидатка Диана Рудакова рассказывала “7х7”, что в число недостоверных попали подписи ее мужа, родственников и соседей. У другого кандидата Леонида Ярыгина в числе забракованных оказались подписи матери и друга.

В том же году кандидаты от партии “Яблоко” не смогли зарегистрироваться на выборы в городскую думу города Иванова. Представитель “Яблока” Андрей Автонеев свалил вину на “сборщиков-провокаторов”, которых якобы кто-то специально внедрил, чтобы они внесли в документы фальшивые подписи.

В 2021 году сын арестованного и осужденного губернатора Хабаровского края Сергея Фургала Антон Фургал пытался избраться в Госдуму. Он собрал нужное количество подписей, но почти половину из них избирком признал недостоверными и недействительными.

По словам представителя движения “Голос”, в единый день голосования в 2023 году в четырех регионах — Забайкальском крае, Архангельской, Иркутской и Кемеровской областях — ни один кандидат от непарламентских партий не смог пройти регистрацию по подписям избирателей. В Хакасии из 17 претендентов зарегистрировали только одного. Среди самовыдвиженцев, которые тоже должны были собирать подписи, больше всего кандидатов не прошли в Ярославской области (16 из 17), Ивановской области (12 из 14) и Республике Бурятия (9 из 11).

У кандидатов, которых поддерживает власть, проблем с верификацией подписей нет. В 2023 году Михаил Ждан, который шел на дополнительные выборы в Московскую облдуму от правящей партии “Единая Россия”, смог собрать за пять дней 7242 подписи. Ему помогали, согласно документам, пять сборщиков. В движении “Голос” считают, что невозможно в такие короткие сроки собрать тысячи подписей.

Почти нет проблем с регистрацией у “спойлеров” - то есть партий и кандидатов, которые должны оттянуть голоса у официальной оппозиции. Выдвиженцы от партии “Коммунисты России” почти всегда проходят на выборы, и уровень отсева их подписей - 5%, что укладывается в допустимую норму. Правда, по неизвестным причинам, у кандидата от "Коммунистов России" на президентские выборы-2024 Сергея Малинковича нашли высокий процент брака в подписях. Зампред ЦИК РФ Николай Булаев, когда комментировал качество подписей Малинковича и Бориса Надеждина, сказал, что среди них якобы были подписи мертвых людей. К какому именно кандидату относились эти слова - неизвестно.

Кто сливает Надеждина

Есть как минимум две версии, почему часть подписей Бориса Надеждина Центризбирком признал недействительными. Это продолжение сложившейся годами практики отсева оппозиционеров и/или “диверсия” изнутри команды кандидата.

Борис Надеждин во время сдачи подписей избирателей в ЦИК

Борис Надеждин во время сдачи подписей избирателей в ЦИК. Фото: Борис Надеждин / Telegram

Версию о “подставе” со стороны собственных же сторонников описало издание “Новая газета Европа”. В материале, написанном со слов волонтеров, утверждается, что часть команды Надеждина от партии “Гражданская инициатива” - он выдвигается при ее поддержке - могла намеренно подготовить для сдачи в Центризбирком непроверенные или сфальсифицированные подписи. После выхода текста пресс-служба политика заявила, что волонтеры могли не знать о своих коллегах, которые работали параллельно, и подумать, что якобы эти люди собирают бракованные документы. Председатель “Гражданской инициативы” Андрей Нечаев назвал “враньем” информацию о поддельных подписях.

Политический обозреватель, журналист Андрей Перцев скорее не доверяет информации в “Новой газете Европа”:

- Я не очень понимаю сути этой версии. В тексте четко не прописано, зачем это [подделка подписей] было сделано. То ли чтобы его не зарегистрировали, то ли просто для [достижения нужного] числа [собранных подписей]. Если первое - то это смешно, для отказа в регистрации не надо было ничего вбрасывать.

Команда Бориса Надеждина публиковала фото некоторых подписей после проверки сканером Центризбиркома. Судя по всему, сканер и/или сотрудники рабочей группы сделали ошибки при переносе данных на проверку. Сторонники политика, например, нашли неправильно написанное название городов (Ростов на дому вместо Ростов-на-Дону) и улиц, а также ошибки в написании имен подписавшихся. Из-за этого “система” автоматически признавала подписи недействительными.

«Ошибки», которые Центризбирком изначально посчитал как брак в подписях Бориса Надеждина

«Ошибки», которые Центризбирком изначально посчитал как брак в подписях Бориса Надеждина. Источник: Борис Надеждин / Telegram

По словам эксперта по выборам Романа Удота, недочеты могли быть допущены при оцифровке данных. Опечатки появились в датах рождения, в ФИО избирателей и в адресах.

- У Путина при такой же выборке в 60 тыс. подписей было найдено 90 проблемных подписей. Видимо этот «глаз» [сканер подписей] благоволит Владимиру Владимировичу. Удивительно, почему у Надеждина генерируется 900 ошибок, а у Путина - 90. Что-то здесь не так. Это так называемая «галлюцинация» сканера, - сказал эксперт в эфире программы Breakfast Show 7 февраля.

Центризбирком РФ признал, что опечатки и ошибки (858 случаев) - его собственная вина. Но были и более сложные претензии, для ответа на которые команда Надеждина стала обзванивать авторов подписей, чтобы те выслали подтверждающие документы и записали видео. Кроме этого ЦИК считает больше 2,5 тыс. подписей недействительными, так как даты их внесения якобы вписали не сами избиратели. А 4,4 тыс. подписей забраковали графологи. “Это самое страшное основание, потому что его [почти] невозможно оспорить”, - пояснил "7х7" эксперт движения “Голос”.

- ЦИК всегда верит своим графологам. Отбить это можно в суде, если привести своего графолога, но суд обычно на это не идет, - резюмировал в эфире Роман Удот.

Сам Борис Надеждин заявил, что будет оспаривать в российских судах «не только отказ в регистрации, но и саму процедуру проверки подписей и федеральный закон». Российская судебная практика до сих пор не знает случаев, когда кандидату удавалось через суд добиться не только признания отдельных отбракованных ЦИКом подписей действительными, но и отмены решения Центризбиркома о нерегистрации кандидата.

Руководитель аналитической группы движения «Голос» Станислав Андрейчук на вопрос о том, нужен ли вообще фильтр для кандидатов, ответил, что скорее да:

- Выборы - это, прежде всего, публичная дискуссия по важнейшим вопросам, а голосование - итог этой дискуссии. Для того, чтобы дискуссия была нормальной, людей, которые участвуют в выборах просто для пиара или в бизнес-интересах, нужно отсекать. Другой вопрос, что мы сейчас видим явное злоупотребление этим фильтром. Поэтому и сам подписной фильтр нужно менять, и создавать ему альтернативу.

По словам эксперта, чтобы точно попасть на выборы и не столкнуться с барьером из-за привычки избиркомов браковать подписи, нужно или выдвигаться от парламентских партий (на президентских выборах их пять), или от региональных-партий льготников (на последних выборах в Госдуму от подписей были освобождены 14 партий).

Политолог Александр Кынев считает, что несмотря на возможную неудачу сама кампания по сбору подписей за Надеждина стала публичным политическим событием, сравнимым с акциями протеста 2011–2012 годов после выборов в Госдуму РФ. Эксперт предлагает не горевать, а в марте "идти и голосовать за наиболее приличного кандидата из оставшихся".

 

* В материале упомянуты организации Фонд борьбы с коррупцией, Штаб Навального, деятельность которых запрещена в РФ
Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВыборыИсторииПолитика