Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Двойной удар или Постмодернистские гастроли в Кирове. Часть 2 – Касанов и Пустота.

Двойной удар или Постмодернистские гастроли в Кирове. Часть 2 – Касанов и Пустота.

Александр Кокоулин
Александр Кокоулин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
В предыдущей статье я начал разбор подкопа под ценностные скрепы нашего общества на примере событий, связанных с выставкой «Ниже Нижнего». Там же я стал анализировать выступления участников круглого стола «Имена и Переименования: Волго-Вятский аспект». Продолжаю «разбор полетов».
Слово Антону Касанову, главному специалисту Государственного архива Кировской области.



К радости моей он самый адекватный из выступавших и самый осторожный в формулировках.
В начале своей речи он говорит о том, что вопрос переименования города и улиц  - это «тяжкий крест, мы вновь и вновь вынуждены обращаться к этомуСтандартный набор аргументов, для нас это становится достаточно обыденной темой» - к сожалению это так, существуют определенные силы, постоянно поднимающие и постоянно подогревающие эту тему с весьма очевидными целями. Начался этот разогрев с распадом СССР.

Затем Касанов рассказывает о своем просветительском  проекте «Пешком по Вятке» и о «некоторых товарищах», обвинявших авторов этого проекта в «политической ангажированности, проплаченности» и т.д. Я свечку не держал, и поэтому огульно обвинять Касанова сотоварищи в чем-либо подобном не имею права и считаю подобные бездоказательные выпады в адрес кого-либо недопустимыми. Однако замечу, что вне зависимости в желания авторов проекта их будут пытаться пристегивать политически и иным образом к той или другой стороне до разрешения конфликта, это неизбежно в сложившейся парадигме рассмотрения данного вопроса.

«Вопрос, который мы здесь обсуждаем, у нас в городе приобрел сугубо политическую окраску, т.е. люди, когда начинают обсуждать историю нашего города…они начинают все это делать, исходя из тех общественно-политических взглядов, исходя из тех положений, которые у них сложились» -  А из чего людям еще исходить? Из желания левой пятки? Тем более по данной теме подробно разбирались бытовыеисторические и проектные основания для концептов Кирова и Вятки, и не всегда они лежат в чисто политической плоскости.

По моему мнению, проблема здесь опять же кроется в специфике нашей современной «интеллигенции», которая постоянно хочет оставаться вне политики. Тем самым она сбрасывает с себя львиную часть тех обязательств, которые давала настоящая отечественная интеллигенция в ХIХ и начале ХХ века, что культурно И политически оформляла волю народа, в служении которому видела смысл своего существования. Современная же интеллигенция, уходя из прикладной политической плоскости и оторвавшись от почвы, от народа, превращается из игрока в фигуру на шахматной доске. И этой фигурой будут играть так, как вздумается настоящим игрокам, ее будут пристегивать к политике и разыгрывать втемную без ее желания. А при таком раскладе современная «интеллигенция» становится дважды беспомощной и зачастую встает на скользкий путь предательства интересов своего народа. Это была необходимая ремарка, вернемся к разбору.

«Приятно, что здесь можно послушать совершенно иной уровень дискуссии» -  Конечно иной. Только со стороны это выглядит так, будто группа определенных товарищей уводит Касанова с исторического и культурного полей, где он силен, на постмодернистское, и там его обыгрывают, как хотят. А он не вполне понимает такой дискурс, вычленяет из контекста понравившиеся ему фразы и говорит: «Да это же конструктив, давайте еще этих мягких французских булок

Затем он весьма справедливо критикует лидеров общественного мнения типа Варламова, Каца и Лебедева за их выпады в адрес нашего города.

«Было бы приятно услышать позицию, мол, у вас… есть инструменты, скажем, референдум – инициировали бы его и решили все ваши проблемы» - Безусловно благое пожелание.  Если мы говорим про демократию, то на этой точке должны все сходиться именно в политическом аспекте. Признавая, что у них разные мнения и разные позиции, люди говорят: пусть нас рассудит свободное волеизъявление в виде голосования на референдуме, и тогда по его результатам меньшинство подчинится большинству. Это правильный подход, но власть такому развитию событий всячески препятствует. И только поэтому еще горит огонь противоборства Киров-Вятка.

«Безусловно хорошо, когда люди выступают с культурологической точки зрения, взгляд не политический, не ангажированный» - В предыдущей статье я показал, что за муть под видом культурологии пытаются провести конкретные люди. Поэтому про безусловную благость данного начинания я бы поостерегся говорить. Про ангажированность – не знаю, опять же свечку не держал.

«Мне очень понравился тезис, про то, что Киров не отменяет Вятку и нам нужно учиться мирному сосуществованию» - в предыдущей статье я уже разобрал, что на самом деле сказал Стрелков, повторять не вижу смысла. К мирному сосуществованию претензий нет.

«Для меня Вятка находится в духовной плоскости» - понимаю как реверанс в сторону Вятки от историка, очарованного именно этим периодом жизни города и не вижу тут ничего плохого. Главное, чтобы это не переходило в умаление исторической роли нынешнего и любого иного названия, а также исторического периода в жизни города.

«Знать историю и уважать очень важно,… при этом как советский, так и досоветский период» - Под этими словами я готов подписаться, ими я и закончу разбор этого доклада.

Далее выступал Захар Шашин, культуролог.


«Я к сегодняшней нашей дискуссии подойду с другого конца, именно с философских позиций рассмотрения слова и имени, и того, как мы с этими словами и именами взаимодействуем» - заявка более чем серьезная, посмотрим, к чему же приведет такая постановка вопроса.

«С точки зрения современного научного мировоззрения мы занимаемся с вами совершенно странной вещью… мы нарекаем пространство именем, причем мы еще его деперсонифицируем» - удивлению моему нет предела. Человек во все времена занимался тем, что давал имена объектам реальной действительности и определял их. Именно они связывают язык с реальным миром, если мы не именуем объекты реальной действительности, то как мы будем с ними взаимодействовать? Или взаимодействие с реальностью не входит в планы Шашина?
 
Далее по поводу деперсонификации. Заявлено, что наречение пространства именем является его обезличивание. Нужно быть специально подготовленным человеком, чтобы говорить о присутствии личности у пространства, не делая реверансов в сторону панпсихизма. Но даже в рамках этого мировоззрения мы не можем обезличить пространство, давая имя какой-либо его части, ибо это не в нашей власти. Шашин же с его «научным мировоззрением» натурально говорит о присутствии личности у части пространства, и что ее можно нивелировать, дав ей имя. Мне хотелось бы услышать научное обоснование такой теории. Надеюсь, что оно последует далее.

В качестве примера приводится (внимание!) цикл «Волшебник Земноморья» западной фантастки Урсулы Кребер Ле Гуин и обращение с именами местных волшебников. Браво, Захар, это вполне научно! В таком случае я могу посоветовать ссылаться также на Гудкайнда, Муркока  или, допустим, Пратчетта в своей аргументации.

«Наше сознание все точно также мифологично, как это было у древних наших предков. Это мистическая связь имени и предмета, которого мы этим именем именуем» - тут я должен внести ясность. Сознание современного человека мифологизировано в некоторой степени, которая не всегда является определяющей. У древних же наших предков миф носил важнейший онтологический характер и провозглашал некую роль человека в существующем бытии, задавал параметры и характеристики этого бытия и т.д.  Такое уравнивание современности и архаики является прямым подлогом.
Далее Шашин призывает обратиться к опыту китайской цивилизации, согласно которому новопришедшая на трон династия занималась повальным переименованием. Выглядит это следующим образом.

«Сменилось время, … меняется стиль мышления, приходят новые идеи и люди просто начинают жить по-другомуПоэтому необходимо эту сакральную связь имени с предметом обновить, соединить свое сердце с предметом, о котором ты размышляешь, и ты тогда сможешь им управлять»   - да, все описанное исторически имело место и укоренено в конфуцианский аксио- и гносеологический принцип «исправления имен». Но Конфуций-то настаивал на правильности имен и соответствии их описываемому объекту, этим вступая в полемику с даосским принципом относительности и невмешательства в естественный порядок вещей. Нужно понимать, что мы живем в другой ментальности, в другой традиции, над нами не довлеет китайская всеупорядочивающая «воля Неба» или Дао.

«Более того, для китайцев, … но и для нас всех, свойственно очень мифическое сознание, мы представляем, что одни и те же предметы, на них можно влиять одинаково… мы трогаем один предмет, называем его имя и на все это откликается вся вселенная» - Во-первых, высокую степень мифологизированности сознания современного человека нужно доказывать, а не говорить об этом как о неком очевидном факте, иначе это антинаучно. Во-вторых, Шашин начинает экстраполировать китайское видение бытия как единого и неделимого на современную российскую ментальность, что в корне неверно. Создается ощущение, что для него вообще не существует мировой философии, ни противоборства линий Платона и Аристотеля, ни Декарта, ни Канта, ни Гегеля, ни Дерриды, наконец.

«То же самое мы находим у древних славян, и у древних ариев, у древних индусов» - ловкий прием – пристегнуть к своей точке зрения древние народы. Опять же я спрашиваю, где доказательства?! Без них не существует ни заявленной «научности», ни минимальной убедительности. Пока же я вижу только попытку подверстать некоторые факты под заданную рамку монизма с китайским колоритом.

«Многие слова у нас превратились в автореферентные понятия, т.е. они стали замыкаться сами на себя, т.е. то, что в свое время стали называть симулякрами или тотальной симуляцией»  - Все-таки Шашин знаком с современной философией. Не напомните мне, кто писал о симуляции и симулякрах?  Жан Бодрийар, французский постмодернистский философ и социолог. Ну так был ли я прав, когда говорил о преобладании постмодернистского дискурса на данной конференции и постоянно вскрывая его? Причем даже постмодернистской философией ни Шашин, ни остальные не владеют. Симулякр в идеале не замыкается на себя, а замыкается на Ничто.

«Слово для нас необходимо, … чтобы мы могли обратиться к этому мистическому состоянию внутри нашей собственной души, чтобы познать, что же мы такое» - на этих словах «научному мировоззрению» Шашина наступает окончательный карачун. И его доклад превращается в плохо структурированный, несвязный и откровенно манипулятивный поток сознания.

«Если мы хотим обозначить, что за город, в котором мы живем, мы должны разобраться в пространстве смыслов, в котором мы с вами обитаем, назвать это пространство смыслов, и, может быть не бояться это пространство смыслов изменить и назвать в следующий раз по-другому» - Конечно, должны. Только сам докладчик до этого старательно топтал одни и притягивал за уши другие смыслы. А теперь еще заявляет, что не надо бояться переименования.

«Может быть Игра приобретает сейчас большее или, может быть меньшее значение, чем раньше» - «То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет!» Так меньшее или большее? Почему вдруг под конец своего выступления Шашин заговорил об Игре? Для тех, кто не в курсе идея Игры предполагает конец истории, развития и «метанарративов», т.е. исторических проектов, способных развивать человечество. Игра предполагает окончание Человека как такового, кардинальный разрыв с гуманизмом и торжество предельного антропологического неравенства. Так случайно ли Шашин заговорил именно про это? Крайне тревожный звоночек, товарищи. Особенно, когда такое проталкивается под сурдинку «культурологического» доклада о взаимодействии людей, предметов и имен.

Подводя итог этой части статьи, я хочу подчеркнуть следующие вещи. Во-первых, нежелание нашей интеллигенции политически оформлять свои позиции неразрывно связано с отпадением оной от народа и сложением с себя ответственности за его судьбу. Во-вторых, оторванная от почвы, эта интеллигенция не может и не хочет брать барьер современной сложности, предпочитая говорить на своем птичьем языке. В-третьих, этот птичий язык она использует и в общении с народом, посредством чего не сообщает ему правду, не просвещает его, а мифологизирует его сознание. В-четвертых, она же потом жалуется на огромное количество мифов в головах людей. В-пятых, после всего этого она разочаровывается в народе и начинает называть его «быдлом», «мухами» и т.д.

 Это бесконечный цикл, где разрыв между интеллигенцией и народом будет все углубляться и углубляться, пока не достигнет состояния фундаментальной непреодолимости. Поэтому нужно сейчас разрывать этот порочный круг, брать барьер сложности и доносить до масс эту сложность. Иначе мы повсеместно будем видеть то бессильное «му-му», которое мы наблюдали на кругом столе. Так как даже адекватный Касанов, попав на этот шабаш, рушится в пустоту постмодернистского дискурса, а его здравые мысли тонут в этом мутном болоте.

Преодолеть болото, пока оно не поглотило и тебя, и всю окружающую действительность – вот лозунг текущего момента!

На этом я завершаю вторую часть обзора круглого стола 19 марта «Имена и переименования: Волго-Вятский аспект».

Продолжение следует.

Оригинал здесь.

Материалы по теме
Мнение
24 января
Геннадий Львов
Геннадий Львов
О судьбе дважды героя Якова Смушкевича
Мнение
26 февраля
Олег Козловский
Олег Козловский
Версия убийства Навального, озвученная Марией Певчих, вызывает много вопросов
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
31 мар 2014 17:33

Уважаемый, Александр.
Вы отмечаете, что « … использование постмодернистского подхода в первую очередь разрушает целостную ментальность и элементарную рефлективность того, кто его использует», что «… идеи переименования и десоветизации … теперь ….. подаются не под православно-консервативным, а под чисто постмодернистским соусом, и все также нагло и очевидно озвучиваются нашей интеллигенцией.».
Согласен. Но здесь есть нюанс - на мой взгляд, Вы сильно «подняли» основных докладчиков. Из тех характеристик, которые Вы им дали, следует, что постмодернистский подход ими использовался сознательно.
Я был на «Круглом столе». Между тем, я не нашел в выступлениях такой методологической осознанности со стороны самих докладчиков, которую увидели Вы. На мой взгляд, все выступления в этом смысле отличались очевидной наивностью.
Во-первых, никто из выступающих не ссылался на «статус кво» в данном смысле (Шашин не в счет, так как это был обыкновенный «выпендреж» и эклектика, Вы и сами на это обратили внимание).
Во-вторых, фактичность дискурса все-таки следует отличать от рефлексии самими докладчиками своей метапозиции. Уровень анализируемых Вами выступлений не позволяет утверждать, что участники были в «сознании» в данном смысле.
В-третьих, выступая в «прениях» ни один из докладчиков не показал наличие у них какой бы то ни было концептуальности в оценках с сознательным применением постмодернистских, мультикультуралистских или структуралистских методов.
Следовательно, нельзя утверждать о факте сознательного (преднамеренного) использования ими постмодернистского подхода. Разумеется, мнить об этом (без утверждения о факте) не будет эпистемологически не корректным.

Другое дело, что Вы сумели, и на мой взгляд успешно, подвести содержание докладов под определенное мировоззрение и мироощущение и в этом смысле тематизировали их. Подобное освещение материалов Круглого стола уже само по себе заслуживает всяческих похвал. Но еще более важным и существенным в Ваших статьях является другое - факт выведения разговора на подобный уровень дискурса и пристальное внимание к скрытым подоплекам («инф. бомбам») публичных высказываний, оценок, предложений, действий. Считаю, что подобный режим должен быть придан любой аналитике событий (политических в особенности) и требует своего продвижения, в том числе в блогах и на форумах.
Размещая и свои материалы на эту и другие темы (http://7x7-journal.ru/post/39624, http://7x7-journal.ru/post/39204) я лично руководствовался именно этими соображениями.
Поэтому всячески приветствую Вас, поддерживаю в этом начинании и желаю успехов.

С уважением, Холкин Олег, г. Киров.

Спасибо за конструктивную критику, Олег.

Хочу прокомментировать пару моментов.

Во-первых, действительно уровень владения постмодернистским методом у участников конференции разный, но в целом довольно невысокий. Некоторые пользуются им не вполне неосознанно, но Стрелков и Гор, как мне показалось, вполне понимают, что говорят и где лукавят. Возможно они даже не определяют свой метод как постмодернистский, так и Бодрийар всячески отрицал к нему свою причастность.

Во-вторых, кроме выявления вышеизложенного дискурса, я ведь еще рассматриваю проблемы языка и судьбы интеллигенции в наше время и считаю эти мотивы не менее важными.

В-третьих, я читал вашу статью по данному круглому столу.Вы, как я понял, рассматриваете дискуссию чисто методологически, задаете правильные вопросы и проблематизируете доклады именно с этих позиций. Однако я не совсем согласен с выводами об использовании материалов данной дискуссии для выработки решений в сфере топонимики в силу уже разобранного мной содержания докладов. К практическому использованию пригодны выводы Антона Касанова о референдуме, т.к. они являются подлинно демократическими и действительно могут привести к примирению противоборствующих сторон. Но это опять же мое мнение.

С уважением, Александр Кокоулин.

1 апр 2014 22:28

Александр, мне интересно поделиться соображениями об осмыслении (обозначении) пределов сделанной Вами и мною оценки Круглого стола в качестве самостоятельной проблемы.

Вы небезосновательно отмечаете, что не совсем согласны с моими выводами об использовании материалов данной дискуссии для выработки решений в сфере топонимики в силу уже разобранного Вами содержания докладов.»
Полностью согласен с Вами, но с одной существенной оговоркой: если понимать используемые мною выражения в том значении, каким их наделили Вы. Думаю, Вы согласитесь со мной, что после Ницше мы не можем смотреть на какие-либо представления (взгляды, в том числе и наши) как на представления объективные, всеобщие в стиле классической философии; мы можем говорить о них (взглядах, позициях) всегда как о чьих-то точках зрения, т.е. перспективистски. Поэтому различие в наших оценках «Круглого стола» получают интерес в плане их сопоставления в модусе перспективизма (сторонняя интерпретация в сопоставлении с аутентичной).
Пригодится здесь и структуралистская метода, когда актуальное значение слов и выражений будет прояснено непременно в контекстной оптике.
Мной было сказано: «… взгляд «вглубь вопроса» состоялся. Был получен весьма полезный и поучительный с точки зрения организации самой практики переименований …материал. …Результаты Круглого … позволяют дать обоснованную …оценку …практике переименований, … не имеющей надлежащей связи с современными представлениями («срез» которого был представлен на Круглом столе) о топонимическом обороте». «… материалы … несомненно, имеют научно-практическое и политическое значение для всего топонимического оборота, … могут быть использованы в качестве одного из добротных источников для принятия решений в данной сфере». «… одним из важнейших условий правильной постановки городского топонимического оборота является широкое привлечение образованных людей в данной сфере, а также профессиональных социологов для измерения топонимической «температуры» в муниципальном образовании.».
Из данной выдержки следует, что предпринятая мною проблематизация практики переименований состояла в определении ее порочности в коннотациях обскурантизма.
Отсюда и терминология: «взгляд «вглубь вопроса», «обоснованность» практики, «современные представления» о предмете, «научно-практический» подход, «использование добротных источников для принятия решений», «привлечение образованных людей» использование конкретно-социологических методов и т.д. Обращаю внимание, что Круглый стол был охарактеризован как «один (не единственный) из добротных источников» в этом смысле, как одна (не единственная) из практик «обоснования», как одно (не единственное) из «условий правильной постановки топонимического оборота».
Таким образом, материалы Круглого стола не рассматривались мною в качестве непосредственного руководства к действию, а - как пример углубления в проблему переименований в «пику» конъюктурной по характеру практике в г. Кирове.
Этот нюанс и принимался мною в качестве основания для положительной оценки Круглого стола.
С учетом проведенного Вами углубленного анализа содержательной стороны можно сделать вывод: мною была показана «граница», с которой начинается достоинство «Круглого стола», Вы же показали "предел", на которой оно заканчивается. С этой точки зрения сделанную к настоящему моменту оценку Круглого стола следует считать полностью исчерпанной.
В итоге:
- «Круглые столы» (философские, научные, политфилософские и т.п.) как форма рассмотрения вопросов «вглубь» имеют актуальное значение в качестве одного из инструментов «преодоления болота, пока оно не поглотило и тебя, и всю окружающую действительность…»
- подобного рода «Круглые столы» могут (должны) быть поняты и приняты также в качестве политического инструмента «…сейчас разрывать этот порочный круг, брать барьер сложности и доносить до масс эту сложность. Иначе мы повсеместно будем видеть то бессильное «му-му», которое мы наблюдали на кругом столе (А. Кокоулин)».

Эти соображения находятся в тесной связи с поставленной Вами проблемой языка и судеб интеллигенции в наше время. И в этом смысле проведение подобных «Круглых столов» можно рассматривать как одну из форм тематизации позиций интеллигенции; как «полигон» для взятия «барьера современной сложности и деконструирования «птичьего языка» в целях «общения с народом, посредством «сообщения ему правды», «просвещения и очищения его сознания от мифов».
Единственно, что меня смущает, это опыт разработки подобной проблематики М. Фуко, который пришел после многолетних исследований к выводу, что роль интеллектуала состоит не в том, что бы высказывать за народ безмолвную истину, а скорее, наоборот, в том, что бы бороться против всех видов власти там, где он сам представляет собой сразу и объект, и орудие: в самом строе «знания», «истины», «сознания», «дискурса», т.е. там, где теория сама станет практикой. В этом случае она (теория) будет борьбой против власти там, где власть более всего невидима и коварна.
Из позиции Фуко следует, что лучшее средство «соединения с народом» это «захват власти» в самом строе «знания, истины, сознания и дискурса». Предполагается, что волны побед на данном поприще постепенно, но верно накроют собой интеллектуальный и бытовой «кич», и откроются каналы взаимоперехода между сущим и должным. Правда и здесь есть нюансы – известно же, что Гегель и Юнг считали имеющуюся пропасть между сущим и должным не преодолимой. Камю возражал, что способ есть – это БУНТ. Б. Капустин сформулировал еще способ преодоления этого разрыва в отношении политики - это политическая философия.
Как бы то ни было, вопрос о «соединении» интеллигенции (интеллектуалов) с народом весьма не прост и, по всей видимости, относится к «вечным вопросам».
Но это тема отдельного разговора.

С уважением, Холкин О., г. Киров

Спасибо, Олег, за весьма полезное пояснение.
Перспективистский подход к рассмотрению не менее интересен, чем конструктивистский. Но для применения последнего нам еще стоит принимать во внимание текущие социально-экономические, внешне- и внутриполитческие и иные контексты. И тогда главное - не потонуть в их обилии.

Материалы круглого стола безусловно можно привлекать в том смысле, который вы описали.

Про "конъюктурную практику": все верно, если имеется в виду позиция власти.

Про соотношение сущего и должного говорили очень много, и это опять же уходит корнями глубоко в анналы философии и споры идеалистов с материалистами.

Про бунт скажу отдельно, т.к. в наши времена он принимает уже не формы, представленные Камю, но куда более радикальные образы Хаким-Бея и его "временных автономных зон".

Я вижу преодоление этого противоречия в новой, "собирающей" науке, которая соединит в себе гуманитарное и техническое знание, разрешит все конфликты с религиями и одновременно станет культурообразующим фактором. Мы называем такую науку одним из столпов проекта "Сверхмодерн".

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВидеоИсторияКировКультураОбществоПолитика