Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Экспедиция к ижемским коми в Ненецкий округ

Экспедиция к ижемским коми в Ненецкий округ

Öльöш Рассыхаев
Öльöш Рассыхаев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Коцюбанская О.М., В.З. и А.И. Чупровы, Рассыхаев А.Н.

Второй год подряд в Ненецком автономном округе проводим полевые исследования духовной культуры ижемских коми. Они организованы Этнокультурным центром НАО в рамках проекта «Коми олӧм», инициированного заведующим коми отделом О.М. Коцюбанской. В составе фольклорно-этнографического отряда как сама Ольга Михайловна, так и приглашенные специалисты из Института языка, литературы и истории Коми научного центра – кандидат исторических наук, этнограф В.Э. Шарапов и я. В начале июне 2014 г. мы собирали материал по традиционной духовной культуре ижемских коми в деревне Волоковая, в конце августа 2015 г. – в поселке Каратайка.

Напомню, что часть материалов прошлогодней экспедиции вошла в сборник фольклорных текстов«Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе», подготовленный в 2014 г. мной совместно с В.М. Кудряшовой.

Ижемская фольклорная традиция поселка Каратайка никогда ранее не была исследована специалистами традиционной духовной культуры. К настоящему времени в полутысячном поселке проживает около 100 коми, многие из них прекрасно владеют родным языком. Населенный пункт, по сведениям наших информантов, был основан в начале 1930-х годов пожилыми ижемскими оленеводами из артели «Кочевник», перешедшими на осёдлость. В эту артель вошли пастухи из стада одного из самых богатых оленеводов (называют имя Федул Федь), перераспределившего своих оленей между бывшими батраками. Первоначально жители обосновались на берегу реки Каратайка, жили в чумах, но после весеннего затопления решили перебраться на более высокое место. Таким участком оказался кряж в нескольких километрах от прежней стоянки на берегу реки Янгарей. Хотя поселок официально именуется Каратайкой, оленеводы в разговорах между собой часто его называют Янгарей.

В Каратайке многие женщины занимаются обработкой оленьих шкур и изготовлением из них одежды и обуви – пим, бурок, тапочек, малицы, а мужчины – оленеводством, рыболовством и охотой. Сбор материалов по этим темам стали приоритетными при изучении локальной традиции. С большим интересом были исследованы орнаменты на народной одежде, покрой, обработка оленьих шкур, народная терминология.

Праздничные мужские пимы (на коми - пим), подвязанные пояском (на коми - вонь). В экспедиции зафиксированы также сведения по похоронно-поминальной, свадебной и родильной обрядностям, народным играм. Наши собеседницы рассказывали, что в 1950-ые годы они выходили замуж по старинным коми обычаям: к их родителям приходили сваты, жених преподносил подарки, невесте готовили приданое, невесту оплакивали причитальщицы и через ритуальные действия передавали жениху. В поселке с сожалением отметили, что сейчас всего несколько ижемок, которые носят традиционную прическу замужних женщин («бабаюр») и ходят в ижемских сарафанах.

Участников экспедиции интересовала система питания оленеводов, которым во время кочевий редко удавалось полноценно питаться. Записаны условия сбора и хранения, рецепты приготовления блюд из дикоросов, рыбы и оленьего мяса; запреты, приметы и предписания, связанные с пищей.

Весьма интересны фольклорные материалы по символическому освоению кочевыми коми оленеводами тундрового пространства. Первопоселенцы ежегодно весной проводили омывание иконы в озере Ярейты близ Каратайки. Этим занималась бабушка Клавдия. Ныне озеро называют святым, а воду используют для питья.

В 2016 г. полевые исследования в Ненецком автономном округе продолжатся.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
19 апреля
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Профессиональная селфи-студия: ты сам себе лучший фотограф
Мнение
11 февраля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
На федеральном ТВ начали мочить Ксению Собчак
Комментарии (9)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Владимир Уляшев
23 сен 2015 21:38

"Праздничные мужские пимы (на коми - пим), подвязанные пояском (на коми - вонь). "

- Исправь - ВӦНЬ.

А то некоторые опять не так поймут.

24 сен 2015 08:23

В ижемском диалекте подвязки для пим называют ВОНЬ, в других диалектах и литературном - ВӦНЬ. Так что пусть думают так, как угодно.

Владимир Уляшев
24 сен 2015 10:05

Да?
Ну тогда - ладно

11 янв 2016 21:26

Насчет пим,пимы короткие не подшитые а подошва из камуса, вот это может называться пимами.

Я
24 сен 2015 17:09

Очень интересная информация, но слишком мало. Напишите подробнее, думаю многим интересно.

25 сен 2015 08:26

статья подготовлена. Как будет опубликована, дам ссылку.

11 янв 2016 20:40

Ну длинные пимы-тобоки(русифицированное),изьва-коми тэбэк,тэбэкъяс.Вонь-так и навается ну у нас ,Воркутинско-Интинском краю.Короткие пимы-бурка,(бурка кэмали и кокыдлы,шоныд и кокнид)

Малича
11 янв 2016 20:59

А вы спросили у них, что означает парка и ной- парка. А еще есть липтича. То есть чуняк. У кого вачег, а у кого кепысь.

11 янв 2016 21:24

А главней ми тэдам, мый сыа мальчаыс))))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ГлубинкаИсторияКомиОбщество