Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Франкфуртштейн. Культура и власть

Франкфуртштейн. Культура и власть

Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Боже, помоги, сильный,
Боже, помоги, правый,
Пастырям своим ссыльным,
Алчущим твоей правды.

Александр Городницкий

Один из ведущих русскоязычных интеллектуалов нашего времени как-то сказал: «Без культур нет мультур». Мысль эта хоть и не новая, но крайне меткая и точная. Роль культуры в становлении человеческих общностей, в том числе и политических, отмечали Тойнби и Хантингтон, а немецкий ученый и политик Рудольф Вирхов в 1873 году ввёл термин культурная война, «Kulturkampf». Нам этот термин известен благодаря «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку, который эту самую культурную войну вел с католической церковью, мешающей, по его мнению, германскому единству. Бисмарк был мудрым политиком. Не в политиках он видел своих главных соперников и был прав. Современники, к сожалению, не оценили. Но сейчас Бисмаркова правота раскрывается по полной. Именно культура и культурные коды задают те «мультуры» общественной жизни, которые мы имеем.

Взгляните на нынешнюю полемику в странах Запада, да и в России тоже. На полемику прежде всего политическую и экономическую. Она уже давно вышла за сферы политики и экономики, стала всеобъемлющей. Если раньше партии и идеологии противостояли друг другу по сферам больше политическим, то сейчас они сталкиваются на поле, так сказать, нейтральном. Обсуждаться могла экономическая система, способы управления. Но никто не пытался пересмотреть, например, вопрос о полезности семьи. Сейчас же предметом спора выступают и базовые структуры нашего общества. Их очевидность яростно разоблачается вот уже восемьдесят лет. Гендер это социальный конструкт, все люди одинаковы, важна не форма, но содержание, ну и такое прочее.

Настало время тотальной полемики, полемики всеобъемлющей, где политика вторгается во все сферы жизни общества. Демократическое государство, несмотря на сменяемость власти и разделение ветвей в оной, стало вполне себе тоталитарным.

Изменилось само понятие политики. То ли она всё захватила, политизировав все слои общества, то ли наоборот полностью растворилась в нём, тем самым деполитизировав их. Единого мнения на этот счёт нет. Для нас важно не это, а то, что рядом с политической властью появилась новая, куда более всеобъемлющая и фундаментальная. Культурная власть.

В нашем мире, мире социальных сетей и блог-площадок, где высказаться может каждый, нейтральности не стало. Молчать – значит отдавать власть тем, кто говорит. И занятая нами политическая позиция, религиозная принадлежность или следование какой-либо философской доктрине начинает находить своё отражение в любой нашей деловой и социальной активности.

Особенно хорошо это поняли и уловили марксисты, создав собственное понятие культуры, предельно точное. Культура – это идеологическая надстройка, зависящая от экономической структуры общества. Её задача – формировать сознание в соответствии с действующей идеологией. Меняется экономическая модель, меняется и надстройка, всё просто.

Неомарксисты переосмыслили это утверждение, перевернув порядок причин и следствий. Для них идеология имела обратную связь с хозяйственной стороной человеческого бытия. Воздействуя на культуру, на доминирующие в обществе идеи, можно влиять на сферы политические и экономические, до чего первым дошёл итальянский коммунист Антонио Грамши, которого называли основным теоретиком «культурной власти», а воплотить попытался Мао Цзэдун в ходе своей «культурной революции» воспитывая новое поколение коммунистов. В Советском Союзе Грамши не любили и не ценили, а тем временем на Западе он считается одной из самых знаковых фигур левого движения, играющих в нём решающую роль. Признают это даже православные публицисты, такие как Егор Холмогоров.

А как (и главное что) у Грамши получилось, сейчас попробуем разобраться. В двадцатых годах прошлого века дела у итальянского коммунистического движения шли неважно. Да что там неважно, оно потерпело полное поражение, проиграв фашистам в борьбе за умы пролетариата и, что самое главное, интеллектуалов. А Грамши, как один из его самых видных деятелей, отправился в одиночную камеру. Там у него было достаточно времени, чтобы подумать о своём (и чужом, в частности, ленинском) поведении. В книге «Тюремные тетради» он анализирует опыт итальянского коммунистического движения и устанавливает логику своих неудач. Выводы однозначные: сознание людей отстаёт. Классовая сознательность для современного ему пролетария лишь пустой звук, а своё повиновение власть имущим они считают абсолютно естественным. Грамши приходит к выводу, что есть два состояния, противоположные друг другу: гражданское общество и общество политическое.

Термин «гражданское общество» в оборот пустил Гегель, но Грамши дал ему собственное толкование. Для него это совокупность сфер, культурной, интеллектуальной, религиозной, моральной. Именно через них, по мнению идеолога «новых левых», и происходит политическое администрирование в развитых обществах. А сведение государства лишь к политическому аппарату – огромная ошибка коммунистов. С помощью обозначенных выше сфер государство имплементирует свою идеологию в обществе, она становится нормой, общепринятой для большинства его членов. Это Грамши называл «организованным согласием». В дальнейшем неомарксисты отталкивались именно от этой идеи, например, Луи Альтюссер, французский философ-неомарксист, говорил о «репрессивном» и «идеологическом» аппарате государства, которые работают in parallela.

Именно отсюда и пошло коренное расхождение «новых левых» с ортодоксальным марксизмом, ибо Маркс сводит гражданское общество к противоречию между пролетариатом и буржуазией. Грамши, пусть и не акцентируя на этом внимания, говорит о тесной взаимосвязи идеологии и нравов, ментальной структуры общества. Общественный консенсус, явно или неявно, опирается на философию, религию, на все интеллектуальные виды деятельности.

В демократиях модерна ввиду диффузности политической власти именно дух времени приобретает решающую роль. Поэтому в Европе двадцатых восторжествовали ультраправые, а не ультралевые. Не смогли коммунисты уловить дух эпохи и загнать его под себя, не оценили, не учли при разработке своих стратегий. Во многом из-за ленинского успеха семнадцатого года, достигнутого, однако, вооружённым путём. Да и после полугода Временного правительства какой-то господствующей в обществе идеологии не оказалось.

Поэтому Грамши взялся за разработку новой концепции. По его мнению, социализма можно добиться не путём путча, а путём преобразования всей доминирующей общественной парадигмы. Культуре же здесь отведена роль командной высоты, с которой корректируются ценности и идеи. Такой подход может показаться эволюционным, но это ни что иное как «ползучая революция» с медленной переделкой сознания. Революция, чьё влияние мы сполна видим сейчас, просто оглядевшись по сторонам.

Социальная группа может и даже должна стать ведущей задолго до того, как она завоюет правительственную власть: это одно из главных условий самого завоевания власти

 

У интеллектуалов в этой борьбе ведущая роль. Они miles de cultura, солдаты на передовой его революции. Именно они должны донести до пролетариата весь ужас его нынешнего положения и сообщить, как это положение исправить. Интеллектуальное доминирование левых публицистов должно, таким образом, заменить и превзойти диктатуру пролетариата.

Пользуется Грамши не только правильным, эльфийским, но и орочьим оружием. Он сделал правильные выводы из успехов фашистских и парафашистских движений в Восточной и Центральной Европе. Поэтому для социалистической агитации счел наиболее важным переворот ценностей, ведь именно к природному консерватизму масс апеллировали фашисты. Социализм должно продвигать не только со страниц листовок и прокламаций, но и через искусство: песни, театр, стихи, создание новых, социалистических, героев. Для построения левой культурной власти необходимо учитывать и национальные менталитеты: чехам, например, говорить о богатой социалистической традиции в виде гуситов и Табора, а итальянцам – про «друга бедных» Джузеппе Гарибальди.

Прекрасно понимал Грамши и то, что первые постфашистские годы в Италии не станут социалистическими, доминировать в политике будут либералы. Демократический период он планировал использовать, либеральный плюрализм – это отличная возможность для левой агитации. Не нужно сметать либеральное правительство, наоборот, нужно полностью использовать открывшееся окно возможностей для культурной инфильтрации в среду прежде всего интеллигентов. Постепенное нарастание массы левых публицистов, журналистов и деятелей искусства либо маргинализирует, либо ассимилирует остальных, традиционных интеллектуалов, начиная с ультраправых и заканчивая ортодоксальными марксистами.

Грамши не пророк, но удачно напророчил. Как уже было сказано выше, роль интеллектуалов в социальной ткани нашего общества велика как никогда. И дело не только в значимости масс-медиа, а еще и в приверженности политических лидеров мнению различного рода экспертов, находящихся в их окружении. Добавьте к этому приверженность пропаганде и различного рода провокативным вбросам в медийном поле, украсьте льдом и долькой лимона. Коктейль готов.

Свою роль сыграло и широкое распространение идеи плюрализма в Европе. Либерализму приходилось либо терпеть инфильтрацию умов своих граждан далеко не либеральными идеями или поступаться собственными принципами. Предпочитали терпеть, конечно. Да и сложно её запретить, инфильтрацию. Можно запретить аборты или разрешить их, но побороть общественную дискуссию о них куда сложнее. И именно в общественной дискуссии интеллигенция сполна выполняет роль, возложенную на неё Грамши. Это порочный круг, порочный круг медленного и отложенного самоубийства либерального общества. Чем плюральнее порядок, тем быстрее плюрализм будет исчезать. Создаётся очень много демаркационных линий и всё меньше и меньше становится вещей, в которых подавляющее большинство членов общества окажутся единодушными.

Культурная власть ниспровергает принцип идеологического большинства. Потому что она и только она создаёт это самое идеологическое большинство, соблазняя его миражами модных течений и идеологий.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
18 ноября 2023
Юлия Архипова
Юлия Архипова
Что ждать ЛГБТ в России?
Мнение
20 февраля
Наталия Демина
Наталия Демина
Получила письмо из колонии от поэта Егора Штовбы
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Марат
23 апр 2016 02:14

Так себе у вас аналитика...

Откуда в определенных слоях нашего общества такое упорное желание, чьи-то мысли высказанные на тему, называть аналитикой?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьОбществоПолитикаРазмышления