Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Ямало-Ненецкий АО
  1. post
  2. Ямало-Ненецкий АО
Ямало-Ненецкий АО

«Суперджет» как маркер системного кризиса

Гиорги Малания

Начало самого праздничного месяца весны внезапно омрачилось отнюдь не праздничным событием — трагедией в московском аэропорту «Шереметьево».

Ожидаемо, многие ужаснулись не столько самим пожаром в пассажирском самолете и гибелью десятков людей, а тем, что подобное происходит в России не впервые. Однако, как бы цинично это ни прозвучало для кого-то, пора бы признать очевидное: катастрофа Ту-154 под Сочи, пожар в кемеровской «Зимней вишне» и шереметьевский инцидент — все это звенья одной цепи, «которую мы заслужили». Но подождите негодовать и отрицать это. Нет, я не идеалист, чтобы винить во всех бедах России ее «глупый», «не тот» народ, который якобы недостаточно сильно хочет жить в цивилизованной стране, ходить в качественно построенные торговые центры и в комфорте, с чувством собственной защищенности летать на высококлассных самолетах. Слово «мы» в данном случае следует понимать шире, как обозначение нашей действительности, а именно — периферийного капитализма.

Как верно заметил небезызвестный Дмитрий Гудков, «все эти разные случаи показывают единый системный кризис». Нельзя также не отдать должное его справедливым вопросам, касающимся скрываемой несколько часов информации о количестве погибших, не приостановленных — вероятно, ради коммерческой выгоды — полетах Superjet, персональной ответственности чиновников и др. Однако причиной всему этому, по мнению Гудкова, является — внимание — отсутствие в стране «полноценной частной авиаотрасли». С одной стороны, давно знакомое либеральное заблуждение — мол, достаточно сменить «плохих» чиновников и бизнесменов на «хороших», а главное — приватизировать все, что можно. Но если обычно вся эта демагогия выглядит не более чем попыткой съесть рыбку, не подавившись косточкой, то теперь дело обстоит несколько иначе: спикер с правильным, логичным и последовательным ходом мысли, доходя до практических выводов, вдруг произносит то, что фактически обесценивает все, сказанное им ранее.

«Монополия порождает безответственность, — пишет Гудков. — Ведь нет вариантов — нет необходимости улучшать качество обслуживания или заботиться о пилотах».

Нет, Дмитрий Геннадьевич, тут Вы не вполне правы. Безответственность, выражающаяся в экономии и коррумпированности, есть следствие не монополизации. Вернее сказать, монополизация — это не источник, а такое же следствие, а причина — в экономическом базисе.

Что есть SSJ-100, как не продукт капиталистического производства? Компания-разработчик этих самолетов «Гражданские самолеты Сухого» — абсолютно частное предприятие, 75%-1 акция которого принадлежит ему самому, а другие 25%+1 — итальянской корпорации Alenia Aeronautica. И даже если посмотреть список компаний-эксплуатантов «Суперджетов», то можно увидеть, что как минимум две из них являются частными, в том числе одна находится в Мексике — стране еще более периферийного капитализма, чем российский.

Все это скорее подтверждает тезис Маркса, развитый Лениным, о монополизации как явлении, не только не противоречащем конкуренции, но и проистекающим из нее. Плох тот капиталист, который не пытается максимизировать свою прибыль и наращивать минимальный размер своего капитала, — с этим согласится даже любой сторонник рыночной свободы. А как, в таком случае, можно избежать монополизации? Не потому ли мелкий и средний бизнес в России раз за разом рушится, что укрупняется и концентрируется более крупный? И уже став монополистом, капиталист действительно может не только экономить на издержках, но и вообще не повышать качество предоставляемых услуг — а зачем, когда стабильный рост прибыли уже гарантирован?

Но если бы проблема некачественно оказываемых в России услуг лежала только в монополиях. Все дело — в периферийном капитализме. Если буржуазный класс развитых стран, представляемых в либеральной риторике как эталон «правильного капитализма», еще может позволить себе строить относительно качественный транспорт, более-менее нормальные дома и объекты инфраструктуры, а также цивилизованно обустраивать городскую среду, то только в силу двух факторов — экономического и социального. Перенесение капиталов в страны «третьего мира» позволяет правящему классу Запада извлекать сверхприбыль посредством дешевой рабочей силы, а стало быть, и делиться более крупными крохами со стола со «своим» рабочим классом и не экономить на каких-то издержках производства. Социальный же фактор — в гораздо большей атомизированности российского общества в сравнении с западными, что можно наблюдать, главным образом, при сравнении уровня организованности трудящихся и гражданского общества здесь и там. В то время как «западные индивидуалисты» организовываются в объединения и профсоюзы для защиты собственных интересов, наши бюджетники из страха перед репрессиями на работе голосуют за Путина и «Единую Россию». Пока рабочие мукомольного завода в Грузии (стране бывшего СССР!) бастуют до полного удовлетворения своих требований, наш работник очередной убыточной организации полгода, а то и год сидит сложа руки и ждет, пока все наладится и ему выплатят зарплату. И шереметьевская трагедия стала в том числе маркером этой самой атомизированности российского общества — когда пассажиры, сидевшие в «хвосте» самолета, заплатили собственными жизнями за «драгоценный» багаж пассажиров переднего отсека, создавших давку при попытке спасти свои вещи.

Оригинал

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости