Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

Каринторф - микрорайон в составе города Кирово-Чепецка Кировской области. Узкая колея - широкие перспективы

Максим Копылов

Небольшой состав из двух старых "игрушечных" вагонов и локомотива, ощутимо покачиваясь на неровных рельсах, неспешно, даже немного боязливо ползет в небольшой поселок Каринторф, что в Кировской области (сейчас официально он является микрорайоном города Кирово-Чепецка, но учитывая его расположение "на отшибе", состояние и особый социальный микроклимат, я продолжу по старинке называть его поселком).

Позади осталась конечная "станция" в Кирово-Чепецке. Спрятанная от посторонних глаз на задворках улицы среди зарослей и заборов, она "притворилась" давно заброшенной. На ней нет ни названия, ни расписания, ни других опознавательных знаков, которые ожидаешь увидеть на остановке общественного транспорта, отсутствует крыша и частично разрушен перрон. И если бы не мой проводник, то, даже заметив ее, я просто прошел бы мимо.

Тем временем за окном проплывают нестройные "спины" гаражей и овощных ям, прикрытые ивняком и высокой травой, в которой то и дело виднеются кучи мусора. Но даже этот невзрачный пейзаж находит своих верных зрителей среди пока еще немногочисленных пассажиров.

Вскоре, поезд вновь останавливается у небольшой забетонированной площадки. Вагон заполняется новыми пассажирами, а вместе с ними и душевными разговорами: о лесах богатых грибами и ягодами, о людях бедных, но счастливых, о маленьких деревнях и больших городах, о везении на рыбалке и неудачах в садоводстве. Поскрипывает уставший металл, у открытых форточек жужжат пауты, в тенистом углу молчаливо отдыхает до следующих холодов печка-буржуйка, а на зелено-голубых стенах пляшут солнечные зайчики.

Все это разительно отличается от холода и строгости столичного метро с его вечно уставшими, постоянно спешащими пассажирами, поглощенными смартфонами, финансами, отчетами и бытовухой. В этом маленьком поезде, даже время течет по-другому, более вальяжно, неспешно, а иногда и вовсе откатываясь назад так, что кажется будто столица, метро, вечная спешка остались не где-то за сотни километров отсюда, а вовсе были в какой-то другой, чужой жизни.

Еще одна остановка среди гаражей, и состав выезжает "из города" по мосту через реку Чепцу заполненным почти под завязку. А дальше все двадцать минут пути за окном будут проплывать болота да сосновый бор, в котором, буквально руку протяни, краснеют спелые ягоды на кустах малины.

Каринторф встречает памятниками своего былого расцвета: локомотивом с заколоченными окнами на постаменте, ржавыми цистернами и тракторами да руинами пожарной части. Но если вокруг станции образовалось нечто похожее на музей СССР под открытым небом, то по дороге, ведущей вглубь поселка, можно действительно попасть в прошлое.

Здесь сталинские бараки чередуются с деревянными двухэтажными многоквартирными домами, перед которыми обязательно разбиты палисадники. У одного из них кто-то из детворы ненадолго бросил свой велосипед, чтобы после обеда снова отправиться на нем в путь, у другого на скамейке из досок и бревен о чем-то судачат старушки. То и дело, поднимая пыль, мимо проносится мотоциклист на советском Минске или ИЖе, попадается велосипедист на своем железном коне "Урал" из той же эпохи. Во дворе на веревках сушится белье, рядом у старых железных гаражей пасется конь, на лужайке чуть поодаль жует траву козел. В местном кафе можно попробовать пирожки "как раньше" с изюмом за 18 рублей, с капустой за 17 рублей и т. д., ну и сходить в общественную баню на соседней улице (для тех, кто хочет окунуться в местную атмосферу с головой)…

Каринторф, появившийся в 30-е годы прошлого века, сейчас переживает не лучшие свои времена: добыча торфа (некогда основной вид деятельности поселка) прекратилась в 2012 году из-за нерентабельности в связи с переходом основных потребителей топлива на газ, каких-либо новых крупных предприятий в поселке нет, да и откуда им появиться, учитывая, что к ближайшему городу Кирово-Чепецку отсюда ведет лишь грунтовая дорога с понтонным мостом через реку (летом) или ледовой дорогой (зимой) да узкоколейная железная дорога, которую чуть было не закрыли в том же 2012 году.

Однако расположение Каринторфа "на отшибе" с одной стороны сильно ограничило его развитие, с другой - превратило в некий анклав, сохранивший не только историческую застройку и технику, но и дух давно прекратившего существование государства. Эту особую атмосферу дополнительно усиливает некогда популярный в нашей стране, а ныне редкий вид транспорта - узкоколейная железная дорога (кстати, Каринская узкоколейка - единственная в России УЖД, используемая в качестве городского общественного транспорта). Все это позволило из некогда обыкновенного, ничем не примечательного рабочего поселка появиться по-своему уникальному, самобытному месту, которое может стать привлекательно как для туристов, так и для новых жителей.

Но пока, к сожалению, в неуклюжих попытках сделать обитание местных жителей хоть немного лучше, эта уникальность спешно уничтожается: какие-то дома сносятся, какие-то обшиваются дешевым сайдингом, чем портят не только вид самого здания, но и облик всей улицы, убивая неповторимую атмосферу. В результате, то, что могло быть подспорьем в развитии поселка, выкидывается на помойку.

Недавно у Каринской узкоколейки сменился собственник, который уже приобрел для нее новый локомотив и планирует в дальнейшем создать в поселке музей узкоколейной железной дороги. Одного этого, к сожалению, будет недостаточно для того, чтобы вытянуть Каринторф из трясины упадка, куда его последнее время засасывало, зато предоставляет поселку возможность, используя свои уникальные черты, попробовать себя в новой роли: культурно-образовательного "острова". Для этого, правда, потребуется помимо музея организовать здесь, например, детскую железную дорогу, образовательный и культурный центры с железнодорожной, архитектурной, исторической и геологической тематикой, провести фестиваль деревянного зодчества и т.д. Да, чтобы организовать все это потребуется не только много сил, средств и времени, но и желание, а, главное, активное участие местных жителей.

Можно поступить и проще: переселить всех жителей в Кирово-Чепецк, снести бараки и оставить эту территорию диким зверям. Но будет ли от этого лучше нашим будущим поколениям?

Население Кировской области за последние 10 лет сократилось на 9% (на 129 068 человек*). Люди в поисках лучшей жизни покидают не только моногорода (программы по "спасению" которых сейчас пытаются реализовать федеральные, региональные и местные власти) и малые города с вековой историей, но и некогда крупные населенные пункты с развитым промышленным производством (например, население г. Кирово-Чепецка последние 5 лет в среднем уменьшается на 1 000 человек каждый год). Вымирают села, деревни прекращают свое существование.

Причины оттока населения просты и понятны: люди уезжают из-за невозможности найти хорошую (или хоть какую-нибудь) работу, организовать собственный бизнес (из-за отсутствия инфраструктуры, кадров и т. д.), получить профессиональное образование и качественную медицинскую помощь, из-за отсутствия разнообразия возможностей для досуга и самореализации, а также деградации инфраструктуры. И, к сожалению, способов остановить этот процесс катастрофически мало, а в некоторых случаях (в особенности это относится к сельским поселениям) и вовсе нет.

Да и не за все населенные пункты следует биться во чтобы то ни стало, поскольку не все территории обладают достаточными потенциалом для экономического развития или привлекательностью для жизни современного человека, и при попытке поддержания в них жизни, результат никогда не оправдает вложенные средства. Но если у города или села, обладающего хотя бы минимальными задатками для восстановления и развития (историческим наследием, аутентичностью, близостью к более крупному городу и т. д.), вдруг появился шанс (пусть призрачный) на новую жизнь, то почему бы не попробовать им воспользоваться?

 
 
 

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости