Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Конференция «Формирование безопасной и инклюзивной России»

Конференция «Формирование безопасной и инклюзивной России»

Александр Соколов
Александр Соколов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Конференция «Формирование безопасной и инклюзивной России» (Building a Safe and Inclusive Russia), проведённая в Вильнюсе 17–18 мая 2023 года собрала экспертов,учёных, преподавателей, политиков, журналистов и лидеров мнений из 7 стран для коллективного осмысления актуальной ситуации в России истратегического продумывания её возможного будущего.

Рамки обсуждения были заданы презентацией масштабного и долгосрочного проекта «Нерусский мир». Миссия проекта – создать наиболее Building a Safe and Inclusive Russia

Введение

Конференция «Формирование безопасной и инклюзивной России» (Building a Safe and Inclusive Russia), проведённаяв Вильнюсе 17–18 мая 2023 года собрала экспертов,учёных, преподавателей, политиков, журналистов и лидеров мнений из 7 стран для коллективного осмысления актуальной ситуации в России истратегического продумывания её возможного будущего.

Рамки обсуждения были заданы презентацией масштабного и долгосрочного проекта «Нерусский мир»  - создать наиболее благоприятные условия для усиления субъектности коренных народов России, автономное и независимое существование которых станет эффективным и стратегически действенным антидотом против очередногототалитарного перерождения России. Сложность, децентрализованность и управленческая горизонтальность России (в противовес примитивности, Москва-центричности и управленческой вертикальности) — необходимые условия возможности такого родапереустройства России. Предполагается, что усложнят, децентрализуют и плюрализуют Россию два естественно развивающихся и усиливающих друга друга процесса: процесс эмансипации коренных народов России отнавязанных колониальных идентичностей и процесс усиления их субъектности на российском социально-политическом поле. Многочисленность таких субъектов, их уникальность и плюралистичность, а такжегоризонтальный характер взаимодействия между нимиблокируют все попытки мобилизовать граждан РФ из центра (Москвы) на новый имперский проект.Показательна в этом плане приведённая Леонидом метафора «предохранителя»: при подаче  высокогосоциально-политического напряжения (=попыток имперской мобилизации общества) волосок внутри «предохранителя» перегорает и цепь (субъектных автономий) размыкается. Если новая Россия будет «нашпигована сотнями маленьких предохранителей» (субъектов для этносов, субэтносов, диаспор), каждый из которых будет иметь достаточно высокий уровень самостоятельности, экономической, социо-культурной, правовой и политической субъектности, чтобы сказать решительное «нет» имперской мобилизации общества, все попытки реализовать очередное тоталитарноеперерождение России потерпят фиаско. Проект «Нерусский мир» предлагает целый набор инструментов для достижение этой заветной цели: от создания энциклопедии коренных народов и написания альтернативной истории России до учреждения школы политического лидерства, организации информационного центра, издательства, медиа-инкубатора и основанияцентра общественно-политической экспертизы.

Два дня конференции стали для проекта серьёзной научно-практической верификацией – он прошёл через горнило критики, был дополнен опытными данными и обогащен осмыслением из самых разных оптик и контекстов – теоретических и практических, профессиональных и обыденных, местных и зарубежных.

День первый

В первый – самый насыщенный – день конференции были сделаны сообщения по двум тематическим секциям: «Межэтнические отношения» и «Гуманитарное образование». В рамках тематического блока «Опыт постсоветских стран и Финляндии в сохранении самобытности и родных языков коренных народов и национальных меньшинств» доктор филоcофииИнститута Эстонского языка Свен-Эрик Соосаар обратил внимание на изменения в языковой политике Эстонии после начала войны в Украине. В настоящий момент в Эстонии около 25% русскоязычных жителей, дети которых имеют право учиться до 9 класса в школах нацменьшинств на родном языке. В старших классах более 60% учебной программы дается на эстонском языке и около 40% – на русском. Однако, если раньше в русскоязычных школах многие закрывали глаза на качественное изучение эстонского языка и даже в старших классах при изучении предметов, которые по учебной программе должны были проходить по-эстонски, многие учителя тем не менее, вели их по-русски, то теперь требования существенно ужесточились. 19 декабря 2022г.президент Эстонии Алар Карис утвердил план о переходе русских школ на эстоноязычное обучение. Согласно этому плану, в 2024–25 учебном году первыми перейдут на обучение на эстонском языке детские сады и с 1 по 4 классы основной школы. С 1 августа следующего года руководители учебных заведений должны владеть эстонским языком, а учителя и вспомогательные специалисты – с 1 августа 2024 года. Однако проблема владения эстонским языком учителями русскоязычных школ остаётся в силе, поскольку долгие годы проводилась очень лояльная языковая политика и повысить языковые компетенции учителей за столь короткий срок едва ли возможно.

Исполнительный директор Общества «Финляндия-Россия» Рику Савонен также обратил внимание коллег на трудности работы ассоциации в прежнем режиме. В какой-то момент в Финляндии даже возникал вопрос о целесообразности сохранения Общества. Однако, по мнению Рику Савонена, закрытие Общества «Финляндия-Россия» – плохая идея, поскольку это лишь усилит и без того высокий уровень социального напряжения и конфронтации в обществе, которое до войны в Украине относилось очень толерантно к русскоязычным гражданам и мигрантам из постсоветского русскоязычного пространства. Примечательно, что, несмотря на радикальные перемены в российско-финских отношениях, в финском обществе по-прежнему сохраняется благодарная память великому князю Финляндскому и российскому императору Александру II, памятник которому установлен перед Кафедральным собором Хельсинки на Сенатской площади, и является её главной доминантой. В то же время спикер отметил, что в стране не хватает знаний и специалистов, способных проводить релевантную актуальным вызовам миграционную политику и работать с русскоязычными гражданами Финляндии.

Член Парламента Молдовы и партии «Действие и солидарность» Виталий Гаврук поделился своим опытом восприятия и понимания «русского вопроса» в Молдове. С одной стороны, на фоне боевых действий в Украине в Молдавии изменилось отношение к русским, русскоязычным и русскому языку с позитивного или нейтрального на негативное и тревожное. Тем не менее, в Республике Молдова продолжает действоватьнациональное законодательство, которое защищает права человека, в том числе права национальных и лингвистических меньшинств. На страже законодательства стоят национальные правозащитные учреждения, такие как, например, «Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства», а также «Офис народного адвоката или омбудсмена». Эти учреждения борятся с дискриминацией и защитой прав человека, в том числе и прав национальных и лингвистических меньшинств. С февраля 2022г. в этой политике не произошло никаких существенных изменений. Например, в работе Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации были и остаются топ-3 критерия, по которым совет выносит решения и констатирует дискриминацию: 1) пол, гендер, материнство, 2) ограниченные возможности и 3) язык. Поэтому, резюмировал Виталий, когда, например, в российских масс-медиа распространяется информация об «отмене всего русского», то это не соответствует действительности.

В рамках тематического блока 2 «Будущееэтнических меньшинств России: вызовы колониального прошлого и настоящего, русский шовинизм и война в Украине» выступили три докладчика, каждый из которых сосредоточил внимание на своём аспекте. Так, преподаватель и сотрудник издания «7х7 Горизонтальная Россия», который пожелал остаться неизвестным,проблематизировал ключевой тезис проекта Леонида Зильбермана о возможности усиления субьектностикоренных народов и автономий России. С его точки зрения, идентичность коренных народов за годыдосоветской российской, а затем и советской империибыла настолько сильно вытравлена и замещена имперской, что остаётся мало надежд на возрождение автохтонной идентичности коренных народов России.Многие представители коренных народов России сейчас определяют себя как россиян и даже как «русских», а не как представителей того или иного этноса. Поэтому, резюмирует докладчик, по меньшей мере, процесс эмансипации коренных народов от последствий досоветской и затем советской колониальной политики займет десятилетия и потребует огромного количества ресурсов для осуществления политики «позитивного действия» (поддержание языка, культуры, выращивания местных политических элит и др.).

Философ и журналист Максим Горюнов поделился своим опытом жизни и работы в России и Беларуси, отметив ряд существенных сходств между идентичностью представителей коренных народов России и граждан Беларуси. Так, в частности Максим обратил внимание на схожую верность советским паттернам поведения исамоидентификацию с советским прошлым, что создаёт очень благоприятную почву для манипуляции массовым сознанием идеологами Кремля и Минска. В то же время важно понимать, что такие идентичности были сконструированы в результате долгой колониальной политики как внутри страны, так и за её пределами. Послушание и «выученная беспомощность» граждан Беларуси и представителей коренных народов России – продукты целенаправленной идеологической политики, которая проводилась десятилетиями в самых разных дискурсах и нарративах: имперском досоветском, советском и наконец, современном, путинистском (и, соответственно, лукашенковском). Все эти идеологические дискурсы и нарративы, несмотря на внешние различия, содержат в себе общее консистентное содержательное ядро и доминирующую интенцию: формировать «государственного жителя» (А.Платонов), «без рода и племени», всегда готового принести себя в жертву сакральному государству, идее, тому или иномугеополитическому интересу. Эта идентичность долгие годы искусно и умело конструировалась московскимипропагандистами, журналистами, преподавателями, политиками, учёными и деятелями культуры.Существенное отличие белорусского пропагандистского и идеологического нарратива состоит в том, что в нём отсутствует какое бы то ни было устойчивое содержательное ядро или идея, но утверждается необходимость окказионально следовать словам, указаниям, посылам вождя (в лице Лукашенко) «здесь и сейчас». Белорусская идеология – это то, что именно вданным момент говорит и делает Лукашенко. Через день или даже за считанные часы содержание посыла может смениться на полностью противоположное. Поэтомузадача граждан состоит как раз в том, чтобы внимательно следить и постоянно демонстрировать согласие со всемиэтими мимолётными «пируэтами» и «поворотами» слов, мыслей и действий Лукашенко.

Журналист Центра либеральной современности Николаус фон Твикель поделился своим видением проблемы представительства коренных народов на основе немецкого опыта. В частности он обратил внимание на то, что в Германии лишь относительно недавно политики начали выступать на диалектах немецкого языка, тем самым репрезентируя их право на существование не только на культурном, но и на политическом уровне. Такой опыт даёт понять о тех временных рамках, которые может занять процесс возрождения языков коренных народов даже после перехода к демократии.

Особенного внимания заслуживают тематическиеблоки «Крах гуманитарного образования в современной России и Беларуси - Идеологизация, «утечка мозгов» и разрыв международных контактов» и «Будущее гуманитарного образования в России и Беларуси. Вызовы для высшего образования». Известный советский и российский филолог, доктор филологических наук, экс-профессор НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов начал своё выступления с горького признания того факта, что его поколению не удалось изменить Россию настолько, чтобы она стала безопасной для окружающих стран и для самой себя. Стратегия либерализации и демократизации страны путём либерализации экономики, начатая в 90-е годы либерально настроенными политическими и культурными элитами, с треском провалилась: экономические реформы не смогли инициировать соответствующие либерально-демократические реформы в политической сфере и Россия скатилась в привычную колею авторитаризма, который всё больше и больше трансформируется в тоталитаризм. При этом профессор Гусейнов обращает внимание на ту роль, которую не смогли сыграть преподаватели, учителя и интеллектуалы-гуманитарии. Чудовищный цинизм по отношению к жертвам войны в Украине, который сегодня демонстрируют российские граждане, является красноречивым свидетельством уровня и качества гуманитарного образования в России. Проблема усугубляется тем, что даже те немногие выдающиеся учёные и преподаватели-гуманитарии, которые составляли цвет российской гуманитарной науки, в настоящий момент массово покидают страну. Тем самым гнетущая атмосфера в стенах академических учреждений только усугубляется и для страны открываются достаточно мрачные перспективы.

Коллега проф. Гусейнова по НИУ ВШЭ, экс-доцент департамента социологии кампуса «Вышки» в Санкт-Петербурге Андрей Лаврухин продолжил и развил ход мыслей профессора Гусейнова. В центре внимания его выступления стал тезис о неразвитости академической (университетской) культуры в постсоветских странах как раз в той её части, которая касается ценностного измерения высшего образования: институциональной автономии и институтов самоуправления. Ведь образование – это не только и даже не столько риторическое упражнение перед студентами о прочитанных книгах и почерпнутых из них либерально-демократических идеях, но, прежде всего, воспитание примером. Университет – это институт социализации: социальное взаимодействие внутри университетского сообщества влияет на формирование социальных привычек (паттернов поведения) в обществе. В этом плане характерный ещё для советского времени дефицит институциональной автономии и опыта академического самоуправления в вузах России и Беларуси, к сожалению, за истекшие 30 постсоветских лет только усугубился.Показателен в этом плане случай Европейского гуманитарного университета (ЕГУ), который в 2005 году был изгнан из Беларуси авторитарным правителем А. Лукашенко и обрёл свою новую жизнь in exile в Вильнюсе. Несмотря на своё нахождение в демократической стране, белорусскому академическому сообществу «удалось» сохранить и существенно преумножить авторитарные академические паттерны. Первый демократически избранный Сенат (главный орган академического самоуправления европейских университетов) и независимый профсоюз преподавателейпросуществовали не более полугода: зимой-летом 2014г. администрация ЕГУ прервала контракт с председателем Сената Проф. Терешковичем, а затем не продлила контракты со всеми теми преподавателями, руководителями и членами Сената, которые не пошли на сделку «независимый Сенат и профсоюз в обмен на 5-летние контракты». В результате отсутствия демократических институтов академического самоуправления проиграли все: ушёл один из крупнейших доноров (The Nordic Council), численность департаментов, студентов и преподавателей уменьшились вдвое (на фоне роста представителей администрации), существенно пострадал имидж ЕГУ. Примечательно, что профессора, преподаватели и представители администрации ЕГУ, которые инициировали этот постыдный акт и/или согласились на сделку«демократический Сенат и независимый профсоюз в обмен на 5-летние контракты», по-прежнему работают в ЕГУ, а некоторые даже представляют на самом высоком уровне белорусское демократическое движение и притязают на проведение реформ в системе образования для будущей, более демократической Беларуси.

Доклад доктора политической истории Василия Жаркова продолжил ту же тему, но уже на примере российской системы высшего образования. Проанализировав историю возникновения и развития российских университетов, Жарков обратил внимание на то, что за 220 лет существования университетов в Россиисамые долгие сроки пребывания несменяемых ректоров приходятся на последние три десятилетия (1991-2023). Причём, это касается как самого либерального, нового университета страны (профессор Я.И. Кузьминов был ректором НИУ ВШЭ на протяжении 29 лет), так и старейшего российского университета (академик В.А. Садовничий является ректором МГУ уже 31-й годподряд). Эта традиция несменяемых ректоров была заложена ещё в 90-е годы, когда казалось, что демократические ценности взяты на вооружение интеллигенцией и широко распространяются в обществе через новые методики и практики  преподавания, прежде всего, социо-гуманитарных дисциплин в университетах России и Беларуси. И если в Беларуси уже в начале 2000-х стало понятно, что совершается авторитарный поворот и набирает силу тенденция ре-советизации, то в России вплоть до недавнего времени существовал миф о реформах в сфере образования и новом поколении россиян, образованном и выросшем в свободном обществе и получившем иммунитет к советскому тоталитаризму. Робкие и немногочисленные  протесты преподавателей и студентов против войны в Украине, стремление адаптироваться к милитаристской политике государства и даже построить разного рода апологии «войны в Украине» стали шоком для всех про-демократически настроенных граждан внутри страны и коллег по академическому цеху из развитых демократических стран. Василий Жарков в этой связи предположил, что именно в стенах российских университетов внедрялись и апробировались те формы авторитарного управления, которые в последующем были перенесены в сферу политики. Таким образом, российские университеты стали провайдерами и мультипликаторами авторитаризма в российском обществе. Это ставит на повестку дня вопрос о радикальном переосмыслении меры ответственности русской интеллигенции как наиболее образованной и «продвинутой» части общества за агрессивный российский авторитаризм и войну в Украине. Разумеется, подчёркивает доктор Жарков, речь не идёт о том, чтобы сделать русскую интеллигенцию «крайней». Не стоит преувеличивать и роль университетов в появлении авторитаризма в России. Тем не менее, её не стоит и преуменьшать. И уж точно нет никаких оснований представлять академические сообщества российских университетов и русскую интеллигенцию в качестве невинных жертв милитаристской политики Путина и его окружения.

Член правления возрождённой в новом виде Международной Ассоциации «Мемориал» Сергей Кривенко поделился опытом работы организации в России и рассказал о её нынешнем статусе и специфике деятельности за рубежом. Сергей напомнил, что 28 февраля 2022 года Апелляционная коллегия Верховного суда отказала в удовлетворении  жалобыМеждународного Мемориала на решение Верховного суда от 28 декабря 2021 года о ликвидации организации по иску Генеральной прокуратуры и оставила решение без изменений. Теперь 15 организаций сети «Мемориала» учреждены в женевской юрисдикции. Судьба «Мемориала» с очевидностью свидетельствует о том, что его деятельность представляет угрозу авторитарному режиму Путина: память о жертвах сталинизма пробуждает критическое осмысление репрессивной советской машины и формирует картину мира, которая разрушает официальный пропагандистский нарратив изнутри. В то же время коллеги обратили внимание на новые вызовы, связанные с работой организации в новых условиях, когда коммуникация с обществом существенно затруднена и возникает риск самоизоляции «Мемориала», растёт дистанция между российским гражданским обществом и гражданскими активистами русской диаспоры. Таким образом, на повестку дня был поставлен вопрос о поиске новых форм взаимодействия с обществом, о создании каналов обратной связи, о формировании прозрачных процедур и форм самоуправления, которые были бы понятны и вызывали доверие у всех представителей гражданского общества внутри страны и за её пределами.

День второй

Второй день конференции был полностью посвящён работе с информацией и данными в условиях закрытия независимых СМИ, преследования независимых журналистов в России и эскалации информационной войны в регионе и мире в связи с продолжающейся войной в Украине. В рамках двух тематических блоков -«Журналистские расследования и противодействие фейковым новостям. Что делать, когда общедоступные данные блокируются все чаще?» и «Журналистика будущего. Восстановление разрушенного медиаландшафта и поиск инновационных форматов и новых платформ» - спикеры поделились своим видением актуальной ситуации и попытались дать прогноз на ближайшее будущее.

Российский учёный-физик, общественный деятель и со-основатель вольного сетевого сообщества «Диссернет», Андрей Заякин обратил внимание на существующие проблемы с доступом к европейским базам данных, содержащим информацию о недвижимости и капиталах российских политиков, пропагандистов, актёров и иных граждан, активно поддерживающих и разжигающих войну в Украине. Парадоксально, но факт: самым трудным оказался доступ к кадастровым данным по недвижимости и капиталам российских граждан в Германии и Австрии. Андрей поделился впечатляющими историями о том, как депутаты Бундестага и известныеполитики либо не знают о наличии такого рода информации, либо не хотят знать о ней в силу чрезмерной забюрократизированности обеспечения доступа к этим данным. Спикер выразил надежду на более тесное и заинтересованное сотрудничество с европейскими коллегами по решению этой проблемы.  Отдельное внимание было уделено анализу результатов работы вольного сетевого общества «Диссернет», в состав которого входят профессиональные учёные, эксперты, исследователи и репортеры, работающие в различных областях науки в России и за рубежом. На протяжении многих лет организованное на добровольных началах сообщество занималось разоблачением мошенников, фальсификаторов и лжецов в сфере образования и науки.Работа «Диссернета», без всякого преувеличения, совершила революцию в проведении общественных экспертиз кандидатских и докторских диссертаций, защищённых в российских научных и образовательных учреждениях в период с конца 1990-х годов. Благодаря максимально широкому обнародованию результатов таких экспертиз за десять лет работы «Диссернета» более 1100 дипломированных и реномированных преподавателей, учёных, политиков и высокопоставленных чиновниковбыли уличены в плагиате и фальсификации диссертационных исследований.  Вопрос, однако, заключается в том, насколько это изменило этос и привычки представителей научного и академического сообщества Российской Федерации? Оказалось, что в наибольшей степени чувствительными к разоблачениям плагиата и фальсификаций стал один московский университет (НИУ ВШЭ) и несколько региональных вузов. Несмотря на то, что на первой встрече с представителями «Диссернета» проректор Высшей школы экономики В.В. Радаев «даже не понял, в чём именно заключается проблема» (Заякин), в последующем именно (и только) из «Вышки» были уволены преподаватели, в диссертациях которых был обнаружен плагиат. Более сенсибельная реакция представителей региональных научных и академических сообществ, тем не менее, не завершалась увольнениями, но ограничилась всего лишь«моральным осуждением» и репутационными потерями преподавателей-фальсификаторов и учёных-плагиаторов. В настоящий момент «Диссернет» продолжает свою деятельность и сосредотачивает особенное внимание на тенденции формирования «лже-наук» на институциональном уровне, особенно в секторесоциально-гуманитарных и политических дисциплин, в наибольшей степени подвергшихся идеологической индоктринации. Целый ряд «лже-учёных», действительные научные достижения которых, согласно международным конвенциональным критериям и нормам, до начала войны в Украине считались весьма сомнительными, теперь обрели признание и резко пошли вверх по карьерной лестнице, получая научные и академические должности и звания, официальный «почёт и уважение», а также руководящие места в некогда уважаемых университетах и научных учреждениях.

В рамках завершающего конференцию тематического блока «Журналистика будущего. Восстановление разрушенного медиаландшафта и поиск инновационных форматов и новых платформ» российский журналист, руководитель интернет-издания It’s My City и главный редактор издания Republic Дмитрий Колезев поделился своим пониманием актуальной ситуации в масс-медиа. Прежде всего, он обратил внимание на радикальное изменение информационного поля: оно стало превращаться в поле информационных битв, на котором трудно сохранить верность профессиональному долгу журналиста, а потребителям – получить достоверную информацию. Ситуация усугубляется беспрецедентным давлением на независимые масс-медиа, многие из которых были закрыты, переведены в статус «иноагентов» или вынуждены были покинуть страну. В условиях работы с аудиторией из-за рубежа медиа вынуждены переходить на более безопасные для людей внутри страны формы коммуникации. Илья также вполне допускает блокирование сайтов независимых изданий в РФ, как это произошло в Беларуси и уже начинает происходить в России. При этом, если блокировку сайтов в России можно успешно обойти благодаря применению VPN, то блокировка, например, кроссплатформенной системы Telegram, которая, по мнению Ильи, вполне может произойти по инициативе Дурова, следующего требованиям законодательства РФ, может стать гораздо более серьёзным препятствием для донесения информации до русскоязычных граждан. Именно поэтому Илья предлагает всем уже сейчас продумывать стратегии ответной реакции на такой кризисный сценарий и разрабатывать инновативные способы и формы преодоления препятствий коммуникации с российской аудиторией.

Конференция завершилась лаконичным исодержательно насыщенным выступлением ВитисаЮркониса, политического аналитика и главы офиса «Freedom House» в Литве. Витис обратил внимание российских коллег и широкой публики на повторяемость процессов: цензура и репрессии в адрес журналистов, закрытие и изгнание инакомыслящих из страны, индоктринация образовательных учреждений – всё это происходило на наших глазах двумя десятилетиями ранее в соседней Беларуси. Однако, к сожалению, даже для достаточно просвещённых и либерально-демократическинастроенных граждан и активистов из России этот опыт не был заметен и поучителен, поскольку, видимо, предполагалось, что российские граждане и само социально-политическое устройство РФ принципиально отличается от «персоналистского авторитаризма»лукашенковской Беларуси. Пришло время признать свои ошибки и стать скромнее – нужно находить в себе силы и волю учиться на примерах даже таких относительно небольших государств как Беларусь. Ведь именно в этом как раз и проявляется уважение к малым народам внутри РФ и новообразованным государствам за её пределами.

В заключительном слове инициаторы проекта «Нерусский мир» поблагодарили всех участников и участниц проекта, отметив важность этой инициативы и выразив надежду на её дальнейшее успешное развитие.

Заключение

По итогам конференции представленный проект «Нерусский мир» прошёл серьёзную научно-практической верификацию, в результате которой обозначились несколько направлений для дальнейшей концептуальной и практической доработки проекта.

Прежде всего, становится очевидно, что исходная предпосылка о естественности процесса суверенизации субъектов Российской Федерации на основании идентичностей этносов и субэтносов коренных народов нуждается в существенной корректировке. Как показал экспертный анализ, в настоящий момент подавляющее большинство субъектов РФ  не обладает необходимыми экономическими и политическими основаниями для движения в направлении обретения своейсамостоятельности и субъектности. Более того, высокая экономическая и социально-политическая зависимость субъектов РФ от «донорской» помощи Москвы и жёсткая встроенность в вертикальную модель управления создаёт серьёзное препятствие для реализации поставленных в проекте целей и задач. Это обстоятельство требует критического переосмысления исходных предпосылок и их корректировки с учётом высказанных замечаний и полученных данных.

Во-вторых, были сделаны важные выводы относительно той части проекта, которая связана с образовательными инициативами. Очевидно, что в центре внимания должны находиться социогуманитарныедисциплины и то ценностное измерение, которое лежит в основании европейского пространства высшего образования. Причём ценностное измерение образование должно быть репрезентировано не столько на теоретическом, но – что гораздо важнее – на практическом уровне с целью формирования у нового поколения более демократических, плюралистических и открытых академических (а значит – социальных)паттернов. Речь идёт о развитии навыков академического самоуправления, которые тесно связаны с формированием гражданских компетенций и навыками самоуправления в более широком – общественном и политическом – смысле.

В-третьих, происходящие на наших глазах радикальные изменения в медиа-пространстве обязываютвсех демократических акторов к более серьёзному, вдумчивому и инновативному переосмыслению медиа-стратегии – с учётом возможности осуществления тех кризисных сценариев, которые были обозначены многимиспикерами конференции: блокировка сайтов и созданиесистемы фильтрации содержимого интернета в РФ по аналогии с «Великим Китайским файрволом», более жёсткий контроль за потреблением информации на индивидуальном уровне и др.

Краткая информация о спикерах конференции

Гасан Гусейнов  — советский и российский филолог, доктор филологических наук (2002), автор книг и более ста статей по классической филологии и истории культуры, современной политике и литературе, один из авторов «Мифологического словаря» и энциклопедии «Мифы народов мира». В 1992–1997 годах — научный сотрудник Бременского института Восточной Европы, преподавал в университетах Дании, Германии, США. Работал фрилансером в интернет-редакции «Немецкой волны» (2001—2006), приват-доцентом Боннского университета (с 2002 года),  сотрудником Института Восточной Европы (2006—2007), преподавателем Базельского университета (Швейцария). Участник международного проекта Бергенского университета (Норвегия) The Future of Russian. С апреля 2011 по сентябрь 2012 года — директор Центра гуманитарных исследований РАНХиГС при Президенте РФ. С октября 2012 года по лето 2020 года — профессор факультета филологии НИУ ВШЭ, член учёного совета, ординарный профессор (2016). Награждён двумя почётными грамотами и благодарностью ВШЭ, благодарностью Школы филологии ВШЭ. Признавался лучшим преподавателем в 2013, 2014, 2016—2019 годах. Ведёт аналитическую колонку на темы политики, языка и культуры на сайте Международного французского радио. Член редакционного совета журнала Journal of Soviet and Post-Soviet Politics and Society, редколлегий журналов Religion, State and Society, «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» и «Логос». Выступал с лекциями в Ельцин-центре по истории СССР и России и политическому языкознанию. В 2004 и 2012 годах входил в шорт-лист Премии Андрей Белого. Высказывания Гасана Гусейнова в соцсетях на общественно значимые темы (в частности, в адрес русского языка в 2019г. и о теракте в Дубровке в 2020г.) вызвали широкий общественный резонанс и горячие дискуссии в публичном пространстве.

Андрей Заякин — российский учёный-физик, богослов и общественный деятель, один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет». В 2016 году — кандидат в депутаты Государственной Думы от партии «Яблоко». С 2005 г. работал в Институте теоретической и экспериментальной физики, в 2011 году - в Университете Перуджи (Италия), с конца 2012 г. — в университете Сантьяго де Компостела. C 2015 года является журналистом Новой газеты, с 2018 года — редактор data-отдела Новой Газеты, в 2019 году он стал лауреатом премии Редколлегия. С середины 2011 года стал сотрудничать с Алексеем Навальным, участвуя в антикоррупционном проекте РосПил. С начала 2013 г. самостоятельно занимался поисками плагиата в защищённых в России диссертациях депутатов Государственной Думы. В 2013 г. вместе с Алексеем Навальным и Дмитрием Гудковым начал заниматься поиском незадекларированного имущества высокопоставленных лиц. Среди разоблачений А. Заякина — незадекларированные квартиры в Майами В. Пехтина и М. Маргелова, разоблачения которых получили большой резонанс в обществе и привели к сложению с Пехтина (20 февраля 2013 г.) депутатские полномочий. Занимался в одиночку исследованием плагиата в диссертациях таких высокопоставленных чиновников РФ как Александр Бабаков (заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва), Н.И. Булаев(заместитель председателя ЦИК РФ с 10 февраля 2016г.), Р.Ф. Абубакиров (депутат Государственной Думы VIсозыва, Член комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству), Д.Ф. Вяткин (депутат Государственной Думы V-VIII созывов, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия») и др. Эти работы послужили одним из оснований возникновения в феврале 2013 г. Вольного сетевого сообщества «Диссернет», основная задача которого — разоблачение фальшивых диссертаций. В рамках деятельности по координации работы Диссернета А. Заякин является инициатором и организатором ряда «веерных» проверок на плагиат, в том числе — депутатов Государственной Думы, кандидатов в депутаты Мосгордумы VI созыва. В аналитическом обзоре деятельности Диссернета «в восьми сериях», опубликованных в 2014 г. в «Новой газете», А. Заякин наглядно показал, каким образом и по каким причинам существующее законодательство и государственные органы, включая Высшую Аттестационную Комиссию (ВАК), защищают плагиаторов и отдельных представителей самой ВАК. На выборах в Государственную Думу 2016 года возглавил региональный список партии «Яблоко» на Дальнем Востоке. В феврале 2022 подписал открытое письмо российских учёных с осуждением вторжения России в Украину и призывом вывести российские войска с украинской территории. 29 августа 2022 года Заякин был задержан, ему предъявлено обвинение по части 1 статьи 282.3 УК РФ («финансирование экстремистской деятельности») за перевод тысячи рублей в адрес Фонда борьбы с коррупцией*. 14 декабря 2022 года Басманный суд города Москвы заочно арестовал Андрея Заякина: в случае экстрадиции или задержания на территории РФ ему грозит два месяца тюрьмы.

Витис Юрконис – литовский дипломированный эксперт в сфере международных отношений, политический аналитик по вопросам взаимоотношений с Россией, Беларусью и странами Восточной Европы, директор вильнюсского филиала Freedom House. Получил диплом эксперта Института прав человека Мадридского университета Комплутенсе в области «Международные миссии, предотвращение конфликтов, управление кризисами и государственное восстановление в странах, затронутых конфликтами». В 2003-2009 гг. работал в отделе науки, международных связей и связей с общественностью Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета. С 2007 года работал руководителем отдела развития гражданского общества и сотрудничества Центра восточноевропейских исследований (RESC), в 2010-2012 гг. возглавлял Департамент анализа и исследований политики RESC. В течение нескольких лет работаллитовским исследователем в рамках инновативногоисследовательского проекта European Foreign Policy Scorecard, организованного Европейским советом по международным отношениям. С сентября 2012 года - директор вильнюсского филиала Freedom House. Один из основателей Ассоциации RePublica выпускников Вильнюсского лицея и студенческой корпорации Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета. Член Ассоциации литовских политологов. В 2018 году Министерство иностранных дел Литовской Республики наградило Витиса Юркониса почетным знаком «Звезды литовской дипломатии».

Свен-Эрик Соосаар – эстонский учёный и преподаватель, общественный деятель, старший научный сотрудник Хельсинкского университета. Образование, академическую и научную квалификацию получил в университетах Тарту (Эстония), Констанца (Швейцария), Хельсинки (Финляндия), Гренландии. Сфера научных интересов -  сравнительная лингвистика. С 1998г. - действительный член Финно-угорского общества (Финляндия). С 2001г. - член Общества эстонского родного языка. 2008-2011 – заведующий кафедрой в Институте эстонского языка, членом Ученого совета Института эстонского языка. С января 2013 года по январь 2015 года - научный сотрудник Kone Foundation в рабочей группе лингвиста Джека Рютера в Хельсинкском университете. С 2005 г. является активным участником эстонской Википедии. С 2014 по 2018 год он был членом правления и временным председателем эстонскойВикимедиа. С 2018г. – член Европейского лингвистического общества (Societas LinguisticaEuropaea). Член Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в 2020-2022 гг. Член Глобальной целевой группы «Международное десятилетие языков коренных народов» (IDIL) в 2021-2023 гг., член Руководящего комитета в 2021 г. Член управляющего совета Финно-угорского общества (Финляндия) и венгерско-эстонского общества (Эстония).

Виталий Гаврук – молдавский музыкант, депутат, общественный и политический деятель. Выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат российских и международных музыкальных конкурсов и фестивалей, преподаватель и организатор музыкальных фестивалей и культурных мероприятий в Молдове и других странах. С 2016г. – активный участник и организатор общественных и политических инициатив. С 2021г. – депутат Парламента Молдовы, член фракции партии «Действие и солидарность».

Рику Савонен – финский общественный деятель,исследователь русского и финно-угорскоих языков,исполнительный директор Общества «Финляндия-Россия».

Максим Горюнов – российский философ, журналист и публицист. Окончил с отличием философский факультет МГУ имени Ломоносова. Работал журналистом в «Новой газете». С 2019г. – колумнист Euroradio.

Николаус фон Твикель – журналист, аналитик по конфликтам в регионе постсоветских стран (Россия, Украина, Армения, Грузия, Киргизстан, Азербайджан, Беларусь), редактор Центра либеральной современности в Берлине. Работал журналистом в России с 2007 по 2014 год, сначала в Moscow Times, а затем в немецком информационном агентстве dpa. В 2015–2016 годах он работал сотрудником по связям со СМИ в миссии наблюдателей ОБСЕ в Донецке/Украине. Экспертный профиль: международные отношения и политика безопасности, европейская интеграция, демократия и гражданское общество, история и память, религия, медиа. Автор многочисленных публикаций, интервью и видеоматерилов в масс-медиа, соавтор книги «Beyond Frozen Conflict» (2020).

Василий Жарков – историк, политолог, публицист, кандидат исторических наук. В 2002–2003 годах работал в Региональной общественной организации «Открытая Россия» и Высшей школе экономики. В 2003–2009  годах заместитель директора Института Восточной Европы и соучредитель Центра политической философии (последний совместно с Андреем В. Колесниковым). С 2010 г. заведующий кафедрой политической науки, а с 2017 по 2022 г. декан факультета политических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки). С 2015 года эксперт Московской школы гражданского просвещения Sapere Aude. Колумнист "The New Times", «Новой газеты», «РБК», «Газеты.ру», и других российских изданий. С 2022 г. – преподаватель Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе.

Андрей Лаврухин – философ, преподаватель, эксперт в сфере образования, науки и инноваций. С 1998 по 2014г. работал в Европейском гуманитарном университете (Минск, Вильнюс), с 2009 по 2011 - руководитель Академического департамента философии ЕГУ. Стажировался и работал: в Albert-Lüdwigs-Universität Freiburg (Германия, 2003-2004гг.), в Universität zu Köln (Германия, 2007г.), в  Ruhr-Universität Bochum (Германия, 2022г.). С 2011г. - эксперт Общественного Болонского Комитета (Минск, Вильнюс), член Международного экспертного Совета гуманитарного семинара SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS, (Рига, Латвия).С 2014г. – член Совета экспертного сообщества Беларуси «Наше мнение» (Минск, Вильнюс). С 2015 - член редакционной коллегии международного цитируемого издания «Horizon. Феноменологические исследования» (Санкт-Петербург, Россия). С 2014г. по март 2022г.работал в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург, Россия) на Департаменте социологии. С началом военного вторжения России в Украину в знак протеста написал заявление об увольнении с формулировкой «в связи с войной в Украине». В настоящий момент – research director Института развития и социального рынка для Беларуси и Восточной Европы (IDSM), старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS), старший аналитик Офиса по образованию для новой Беларуси, со-основатель и член совета Беларусской ассоциации образования и науки, член Координационного совета, заместитель председателя Комиссии по образованию, науке и общественной мысли Координационного совета. Автор более 100 научных и научно-популярных работ по философии, психологии, социологии знания, научной, образовательной и инновационной политике, развитию человеческого капитала. Со-автор 5 книг по образовательной политике в Беларуси и постсоветском регионе. Автор, соавтор и научный руководитель аналитических материалов по научной и образовательной политике, развитию человеческого капитала в Беларуси и регионе, проектов реформ в сфере образования и науки Беларуси.

Сергей Кривенко – российский учёный и общественный деятель. В 90-х годах – научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева Академии наук СССР,кандидат физико-математических наук (1996). С февраля 1988 года – член общества «Мемориал». С 1990 года – сотрудник научно-исследовательского и просветительского центра «Мемориал». С 2002 года – секретарь Всероссийской коалиции общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу». С 2002 года – член Правления Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». С 2004 года – член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ. С 2006 года – координатор, а затем руководитель Общественной правозащитной инициативы «Гражданин и Армия». С 2009 года по ноябрь 2018 года – член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии СПЧ по военно-гражданским отношениям. С 2011 года – член Московской Хельсинкской Группы. Автор ряда статей и материалов по альтернативной гражданской службе. Редактор серии докладов «О нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации» (2003–2010 гг.), доклада «Нарушения прав военнослужащих по призыву при зачислении на военную службу по контракту и при ее дальнейшем прохождении» (июнь 2008 г.).

Илья Клишин – российский журналист, публицист, главный редактор сайта телеканала «Дождь» в 2013—2016 гг., руководитель диджитал-редакции международного телеканала RTVi в 2016—2019 гг., сооснователь медиаконсалтингового агентства KF Agency. Сотрудничал с порталами OpenSpace.ru, Newsru.com, Slon.ru, колумнист газет «Ведомости» и «The Moscow Times», журнала «Сноб» и центра Карнеги. В июне 2015 года влиятельная британская газета «Guardian» включила Клишина в список 30 перспективных москвичей моложе 30 лет. В 2022 году, после начала вторжения России в Украину, переехал в Вильнюс, где продолжает заниматься консультированием, а также запустил эмигрантское медиа «Волна», ориентированное на русскоязычных релокантов в Литве (позже появились аналоги в Латвии и Германии).

Дмитрий Колезев – российский журналист, руководитель интернет-издания It’s My City, главный редактор московского издания Republic. Работал ведущим журналистом и руководителем интернет-изданий «Ура.ру» и «Znak.com». В 2021 году вошёл в совещательный «Совет неравнодушных горожан» при мэрии Екатеринбурга. 9 ноября 2022 года стало известно, что Колезев объявлен в розыск. Уголовное дело возбуждено по ст. 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации о ВС РФ). 18 ноября 2022 года Минюст России внёс Колезева в список СМИ — «иностранных агентов».
 

* В материале упомянута организация Фонд борьбы с коррупцией, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
14 апреля 2023
Александр Соколов
Александр Соколов
Fake News и русская культура обмана
Мнение
2 ноября 2022
Александр Соколов
Александр Соколов
«Жить бы и жить». Глубинка и «спецоперация»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ЗаграницаКультура