Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Никто не знает толком, что такое осознанный бизнес». Основательница петербургского проекта «Манифест» Яна Авдиенко — о том, как делает модные сумки из баннеров и парусов

«Никто не знает толком, что такое осознанный бизнес». Основательница петербургского проекта «Манифест» Яна Авдиенко — о том, как делает модные сумки из баннеров и парусов

Евгения Сосина
Яна Авдиенко
Фото и видео Алексея Шахтина
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Весной 2020 года петербурженка Яна Авдиенко запустила проект «Манифест»: она создает модные сумки и рюкзаки из мусора, который выбрасывают на свалки городские организации и предприятия. О том, как создать свое дело, помочь миру решить экологические проблемы и заработать на этом, Яна рассказала «7х7».

Мужчина с обложки

— Однажды я была в крупном торговом центре и увидела, как снимают рекламу с роскошным, красивым мужчиной.

Я подумала: "Как жаль, что эта красивая модель провисела буквально две недели и потом уходит в мусорку". Подошла к рабочим, спросила: точно ли на мусорку? Да, точно. Так любовь к красивым мужчинам стала толчком для нашего проекта.

Месяца два или три я изучала мировой рынок, смотрела, что и как происходит за рубежом и в России. Я увидела, что, оказывается, уже 20 лет весь мир носит сумки из использованных материалов, успешно существует более 100 производств. И это стало отправной точкой. Я подумала, что мы это сделаем и у нас в России.

Начали с баннеров. Срок службы баннерной ткани — от двух до семи лет. Срок службы баннера на мероприятии — от трех часов до трех месяцев максимум. Из-за особой структуры его никак нельзя переработать в России. И реально, этот материал, эти огромные баннеры с мероприятий всегда выбрасываются.

Мы сделали максимальные расчеты по баннерам. В среднем в России выбрасывается по площади 225 футбольных полей баннеров в год. Только представьте: это чуть меньше, чем площадь Петербурга. Для меня это стало катализатором. Я представила, насколько это много: каждый год примерно с 60-х годов, а баннер разлагается 500 лет.

Потом я стала думать: что еще есть из таких же прочных материалов? Хотелось протестировать и что-нибудь другое. Обрезки ПВХ — это то, что стало вторым нашим материалом. Дальше мы решили, опять же изучив мировой опыт, шить изделия из парусов. Вы только представьте: у вас рюкзак, который путешествовал по всему миру!

Всемирный форс-мажор

— В самом начале мы вложили 100–150 тысяч рублей, чтобы сшить первые образцы и запустить первую маленькую партию шоперов. Это окупилось за полгода, учитывая сложности из-за пандемии. Я обзвонила и обошла 60 производств в Петербурге. Естественно, большинство говорило, что это мусор, это обрезки, нам некомфортно при крое, при пошиве много нюансов. Около 10 согласились, мы с ними протестировали, пошили первые экземпляры. Из этих 10 осталось два производства, с которыми мы плодотворно сотрудничаем на сегодняшний момент.

Сначала было очень просто. У меня очень много коллег в сфере организации праздников. Я им всем позвонила, предложила их клиентам сувениры — шоперы [сумки для покупок] из баннеров с мероприятия. Мы составили коммерческое предложение и стали продавать. Можно же понять, насколько нужен твой продукт, продав его. Мы продали, у нас было семь клиентов, были подписаны договоры. Это был мерч, тираж от 100 до 2,5 тысячи, семь роскошных контрактов.

Весна и, конечно, — коронавирус! Все мероприятия отменяются. Получается, что никому все эти сумки не нужны. Случилась огромная грусть, паника, неделю я поплакала. И потом решили, что если не опт, значит розница.

Люди же сидят, нужно что-то делать, показывать изделия.

Весной стали открываться первые кафе. Самый простой тест у нас в Петербурге — это магазин «Книги и кофе». Я подумала, что, если человек, придя за кофе навынос, купит изделие, которое стоит порядка двух тысяч рублей, — это круто, тест "пройдется". Мы повесили туда сумки — и до сих пор мы сотрудничаем, и до сих пор там есть продажи.

 

Impact Hub Moscow 

— Нечаянно мы увидели в соцсетях, что предлагается курс акселерации по социальному предпринимательству. Как раз была одна из тем, связанных с экологией. Мы подумали, что это классный опыт, мы об этом еще ничего не знали. Осознанный бизнес — это сейчас очень популярное понятие, но никто толком не знает, что это такое. Мы только говорим «осознанный бизнес», «осознанная мода» — и все.

Мы подали заявку, вошли в 43 проекта, которые выбрал Impact Hub, и три месяца обучались социальному предпринимательству. Для меня это был совсем другой мир: я узнала других людей, у которых, помимо предпринимательской жилки, есть еще огромной величины сердце. Мы стали одними из победителей, и очень круто, что в нас увидели проект, который может реально влиять на мир.

Если вдруг вы хотите стать социальным предпринимателем, посмотрите у себя в городе: у вас обязательно есть какая-то платформа, база, комьюнити социальных предпринимателей.

Это открытые люди, которые поддерживают друг друга. Я нигде ни разу не встречала такой сильной помощи, поддержки любого человека, кто заинтересовался социальным предпринимательством.

И вы можете начать (может быть, не сразу) свой проект: вы можете попробовать стать волонтером, помощником, внедриться в саму эту сферу, нишу и посмотреть, насколько вам там комфортно. И если комфортно — делайте.

Команда

Я по образованию искусствовед, но еще во время учебы занялась торговлей, потом был проект по организации праздников, сейчас "Манифест". Мы делаем продукт и зарабатываем. Мы стартовали с коллегой, позже по личным причинам она ушла из проекта.

Сегодня в проекте занято около 30 человек: швеи (три производства работают на аутсорсе), люди, которые печатают логотипы и бирки, дизайнер, бухгалтер, водитель. Поэтому я всегда говорю "мы", когда рассказываю о своем проекте.

"Не женское дело"

— Как это ни странно, но до сих пор у нас в России есть очень осторожное отношение к женщинам-предпринимателям. Мы сейчас пытаемся сделать так, чтобы мы брали обрезки ПВХ со всех производств, которых около 40 в Петербурге и области. К сожалению, с большинством компаний мы не можем договориться, что бы мы им ни предлагали. Так получается, что весь бизнес, у кого можно забрать эти обрезки, — это очень мужской бизнес.

Отношение к юным девушкам ровное: нет такого, что ты пришел и тебя воспринимают как профессионала. Чаще всего говорят: "Спасибо, до свидания, уходите!"

Но у меня уже стоит будильник, напоминание, чтобы через месяц мы повторили поход к ним уже с другими условиями, с другими предложениями. Сколько бы времени ни ушло — год, полгода, месяцы, — мы все равно это сделаем.

Расширение производства

— Зная, что только розницей ни одно производство, ни один бренд не может выжить, мы очень хотим запустить опт. Самый простой путь — делать вещи, которые мы все уже привыкли носить. Например, шопер. У каждого есть не по одному в коллекции. Мы сошьем партию стандартных, простых, максимально привычных для потребителя шоперов и постараемся ее разместить во всех магазинах, где это возможно, чтобы было массовое покрытие. Каждый человек будет знать, что носит квадратный метр материала, который стал важной вещью, а не гниет на мусорке. Мне кажется, что это очень круто.

Обыкновенное чудо

— Очень круто наблюдать за тем, как из мысли получается вещь. Я поймала вот от этого красивого мужчины с баннера мысль, идею, и хоп! — я вижу готовые деньги. Это, конечно, фантастика. Всегда в своей жизни наблюдайте за этим, отслеживайте это, потому что именно это поможет вам верить в то, что чудеса случаются, что магия есть.

 

* В материале упомянута организация Аль-Каида/База, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
20 февраля
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Если Юлия Навальная действительно собралась стать лидером навальновцев, то это плохая идея
Мнение
2 апреля
Олег Козловский
Олег Козловский
Такого явления, как политзаключенные, быть не должно
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БизнесОткрытияФеминизмЭкология