Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Закон о господдержке НКО. Сомнения и первые шаги

Закон о господдержке НКО. Сомнения и первые шаги

Михаил Курашин
Михаил Курашин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Наконец-то и наша область подходит к вопросу о необходимости принятия закона о государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций!
Разговоры о таком законе были еще в конце 90-ых, когда мы с Олегом Ткачевым став фактически координаторами некоммерческих организаций области (координаторство номинальное, так как мы с ним просто были координаторами различных конкурсов для НКО и проводили огромное количество разных семинаров по обучению НКО) пытались поднимать тему того, что кировские некоммерческие организации нуждаются в признании на уровне органов власти и хотели бы получать хоть какую-нибудь поддержку с их стороны при осуществлении своей деятельности в интересах жителей области.
Тогда, в начале 2000-ых нам удалось добиться проведения первых грантовых конкурсов на уровне региона за счет средств областного бюджета. Затем стали появляться подобные конкурсы и на муниципальном уровне.
Олег, как наиболее преданный делу поддержки НКО, организовал работу центра поддержки, оказывая консультационно-информационную и методическую помощь, я же остался на уровне консультанта-тренера и регионального координатора некоторых конкурсов.
Мы считаем, что за последние 5 лет наши НКО вышли на достаточно высокий уровень признания, как на уровне населения, так и органов власти. Это выражается и в большом количестве всевозможных областных и муниципальных конкурсов, совместных мероприятиях и проектах, различных формах общественного соучастия и соуправления и т.д.
Во многом этому помог и федеральный закон об НКО, хоть и принятый еще в 1995 году, но реально начавший воплощаться в нашей области в первую пятилетку XXI века.
И вот, мы вновь подошли к обсуждению перспектив появления своего областного закона о поддержке НКО. Сразу скажу, что идею разработки этого законопроекта мы с Олегом вновь обсудили 2-3 года назад, когда я уже стал депутатом. Но намеренно предложил взять инициативу Олегу и Общественной палате, которую он представляет, так как считаю, что этот закон должен появиться "снизу", то есть от самих некоммерческих организаций. И в течение всего этого периода мы не раз обсуждали вопрос того, что закон должен быть разработан самими общественниками.
В пятницу прошли общественные слушания по проекту закона, которые организовала Общественная палата. И, скажу честно, представленный проект закона меня разочаровал. Со слов Олега Ткачева и Михаила Плюснина, которые и предложили данный законопроект, они отчетливо понимают его "сырость" и просто попытались в очередной раз "поднять" общественников на обдумывание данного нормативного акта. То есть, фактически, общественные слушания были не по проекту закона, а по идее закона.
Первые же критические замечания касались того, что представленный проект по основным разделам (формы и виды господдержки) дублировали федеральный закон. Конечно, сегодня говорить о 100% исполнении со стороны государства заложенных в федеральном законе видов и форм поддержки нельзя. И причина не только в том, что не хватает средств. Есть и такие известные, как бюрократизм и предвзятость со стороны отдельных чиновников и структур. Но есть и те, которые зависят от самих общественников, среди которых я бы выделил в качестве основной - разрозненность НКО даже на уровне региона, т.е. каждый сам за себя. И в этой ситуации бывает очень удобно распределять государственную поддержку не по объективным причинам, а исходя из субъективного фактора.
То есть, смысла перепечатывать нормы федерального законодательства я считаю неправильным и неудачным решением. Хотелось бы увидеть новые предложения по мерам господдержки, если такие есть и востребованы. Можно пойти по пути анализа существующей практики получения господдержки и анализируя ее успешность предлагать совершенствование тех или иных механизмов. Думаю, что работающие НКО (а таких, к сожалению, не так много) могут провести такую работу и выдать свои идеи и предложения.
Ключевым "плюсом" предложенного проекта закона я увидел идею введения государственного реестра социально-ориентированных НКО области. Действительно, настало время, когда успешность взаимодействия власти и НКО будет зависеть и от некоторой формализации этих отношений. Реестр - не значит "закрытый список". Реестр - база данных НКО, получивших меры господдержки. И именно реестр позволит формировать деловую репутацию НКО (что немаловажно при решении вопросов о выделении бюджетных средств), оценивать качество и эффективность решения социальных задач силами негосударственного сектора, создавать экспертное сообщество из числа представителей некоммерческих организаций и т.д.
Чтобы еще хотелось увидеть в законе? Мне бы хотелось, чтобы закон не был "рамочным" (наподобие федерального), а имел вполне конкретные нормы по описанию механизмов, позволяющих работать общественникам и власти в партнерстве. Например, четкие механизмы проведения грантовых бюджетных конкурсов (начиная от объявления и заканчивая экспертизой и оценкой уже реализованных проектов и программ) или закрепление порядка и условий предоставления помещений, находящихся как в государственной, так и муниципальной собственности, в аренду НКО на льготных условий. То есть, закон наполнить реальными механизмами, которые не могут быть изменены по желанию какого-нибудь чиновника.
Тогда закон окажется полезным для всех.
Хотя, для более объективного восприятия закона, я бы предложил общественникам продумать вопросы ответственности и самих НКО. Это будет важным элементов системы партнерства, ради которого подобный закон и должен быть принят.
Именно идея формализации отношений партнерства, на мой взгляд, и должны стать главной в проекте закона. И тогда закон будет восприниматься не только с позиции "потребительской" (да простят меня общественники), когда государство "должно", а с позиции регулирования партнерских отношений, где обязанности есть у каждого участника. И мне кажется, сегодня, когда управление областью осуществляется через государственные программы, такой подход будет более уместен, нежели тот, который был предложен в проекте Ткачева-Плюснина, так как необходимо интегрировать общественную активность в реализацию государственной политики, а не развивать ее саму по себе.
Думается, что процесс разработки проекта закона будет не быстрым, а значит есть время подумать, поспорить и договориться...

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
4 мая
Михаил Красулин
Михаил Красулин
Медиаатака от «уважаемого деятеля культуры» уже ставит на человеке мишень
Мнение
14 февраля
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
Свободу Борису Кагарлицкому!
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
28 янв 2014 12:22

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Пьер Жан Беранже (1780—1857) в переводе (1862) Василия Степановича Курочкина (1831 — 1875).

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьКировская областьНКООбщество